14.04.2023
Использование культурных практик в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Игры на липучках»
Автор: Лихотина Виктория Владимировна, учитель-дефектолог МДОУ №86 «Ладушки» г. Вологда
В настоящее время много говорят и пишут о том, каким должен быть современный детский сад. Активно внедряются новые подходы и технологии, разрабатываются новые компетенции и культурные практики.

С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики – это разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта ребенка, складывающиеся с первых дней его жизни [2]. Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность [1]. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

Все культурные практики представляют собой элемент детской деятельности, в процессе которой развивается и растет сам ребенок – личностные качества, формы и способы его мышления.

Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Учиться, играя! Эта идея давно привлекала педагогов и воспитателей. Применить эту идею на практике сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания.

Без специального обучения игра у детей с интеллектуальными нарушениями не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проявляют неустойчивый интерес к игре.

Работая учителем-дефектологом в детском саду и понимая, что дети с ОВЗ нуждаются в преобразовании способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей ежедневной работе используем различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.

Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и интересными, что очень важно для дошкольников.

Одна из таких видов игр – это игры на липучках. В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь липучек «велькро». Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке. Игры привлекают внимание детей своим разнообразием, красочностью, оригинальностью исполнения, тем самым заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала.

Эти игры можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.

Цель данного пособия: создание условий для развития любознательности и познавательной активности детей.

Предлагаем вам познакомиться с вариантами игр на липучках. Данные игры помогают в решении следующих задач.
Преимущества развивающих игр на липучках:
- первое и самое главное – детям это нравится. Ребенок может часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
- наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
- игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
- незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
- простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, всего того, что в нем заложено, вывод ребенка на творческое, поисковое поведение. Ребенку в игре предлагается пища для размышления, предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию, формируются представления о математических понятиях. В игровой форме можно научить ребенка выполнять различные действия, развивать память, мышление, творческие способности.

Используя дидактические и развивающие игры, мы пытаемся подвести детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельному решению новой задачи, применяя приобретенные ранее знания.

Таким образом, использование культурных практик может способствовать формированию начальной культуры дошкольников с ОВЗ, становлению их социальных, нравственных, эстетических, физических качеств. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности, что так же является наиболее актуальным при работе с дошкольниками, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии.

Библиографический список
1. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
2. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.
3. Культурные практики в образовательном процессе детского сада//Детский сад: теория и практика. 2015. № 5.
4. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника// Педагогическое образование в России. 2014. № 5.