29.04.2023
Комплект наглядно-дидактических пособий «Звериный алфавит. Знакомимся с буквами»
Автор: Шуркова Елена Николаевна, учитель-логопед МДОУ Детский сад №2 "Радуга" Горбунки
Комплект наглядно-дидактических пособий предназначен учителям-логопедам, воспитателям, родителям для изучения букв с дошкольниками 5-7 лет, в том числе детьми с ОНР.

В настоящее время наблюдается рост потребностей в готовности дошкольников к школьному обучению, совершенствованию качества образования. На период поступления в школу официально иметь навыки чтения и письма не требуется, но практика показывает, что без них ребенку придется довольно сложно. Особенно большие трудности испытывают дети с ОНР, у которых выявляются недостатки зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти. В результате чего возникает плохое запоминание, узнавание букв, трудности формирования её зрительного образа, графического элемента, смешивание сходных по конфигурации букв, трудности копирования, написание лишних элементов или их не дописывание, зеркальное расположение, забывание букв при чтении.

Дети с речевой патологией, поступая в школу, находятся в группе риска в отношении полноценного овладения навыком чтения. На фоне несформированных психических процессов, обеспечивающих механизм чтения в норме. У детей с дефектами речи часто проявляются стойкие нарушения чтения, выражающиеся в повторяющихся ошибках.

Основными причинами возникновения затруднений при обучении чтению у этих детей является недоразвитие фонематических процессов, нарушения звукопроизношения, ограниченный словарный запас, многочисленные аграмматизмы при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в речи при построении высказываний. Как правило, дети с нарушениями речи с трудом учатся звуковому анализу и синтезу слов, плохо запоминают буквы и соотносят их со звуком речи. В дальнейшем они могут читать очень медленно, допускать большое количество ошибок, не понимать или плохо понимать прочитанное. Или, например, незнание букв… если ребенок плохо запомнил их, то ни о каком качественном сливании в слоги речи быть не может.
Неверное звуковое обозначение букв. Тот случай, когда ребенок запоминает буквы так как они называются, а не произносятся одним звуком, например, «БЭ», «ВЭ», ГЭ». Обозначение букв одним звуком необходимо для хорошего сливания звуков в слоги, иначе вместо ДОМ получается ДЭОМЭ.

Основная идея данной разработки заключается в создании комплекта наглядно-дидактических материалов, который способствует не только лучшему и легкому запоминанию букв, но и будет выполнять функцию профилактики нарушений чтения и письма.

Чтобы избежать ошибок в школьном периоде, в дошкольный период необходимо отработать:
- хорошее зрительное узнавание буквы среди других букв
- узнавание и вычленение звука, обозначающего букву из слова, хотя бы вначале и в конце слова, причём, как в мягком, так и твёрдом звучании
- умение перекодировать произнесенный звук в графическое изображение и наоборот.
- узнавание и выделение графических элементов буквы

Для решения поставленной задачи были созданы картинки с образами животных, вписанных в буквы. Они интересны детям и легко запоминаются.
Практически каждая буква не просто статичная картинка, а имеет смысловую нагрузку, являясь сюжетом для обсуждения с дошкольником.
Все карточки сопровождаются стихотворным авторским текстом, легким для запоминания и набором заданий для закрепления материала и профилактики нарушений чтения и письма.
Чтобы буква лучше запоминалась в заданиях, написанных к каждой картинке, используется опора на слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, а также эмоции. Ведь информация, которая была представлена эмоционально запоминается намного быстрее.

Существуют различные приёмы, помогающие детям запомнить букву. Например, сравнение буквы с каким-либо предметом, на который она похожа, обводка букв пальцем, рисование букв в воздухе широким жестом, выкладывание из палочек, семян, рисование на крупе. Известен также приём использования картинок-символов звуков, приём зрительного и тактильного контроля положения органов артикуляции во время произнесения звука и т. д. На этапе запоминания букв хорошо запоминать не картинки в алфавите, а образы, на что похожа буква для того, чтобы элементы букв и названия звуков, их обозначающих всплывали в памяти в соответствии с образами-ассоциациями, которые были придуманы для запоминания. Например, запоминая букву В, можно вписать в нее образ волка, дорисовав уши, лапы, хвост, пасть, превратив букву в животное. Букву Х можно нарисовать, как хомяка, веселого, хохочущего, раскинувшего лапки в стороны. В этом случае, услышав Х, ребенок легко узнает её среди других букв, потому что Х – похожа на хомяка (в памяти всплывает образ животного, наложенный на букву). «Х-хомяк!»

В наглядно-дидактическое пособие входит:
1. Комплект карточек с буквами алфавита в количестве 33 шт. (Формата А5). Авторское стихотворение про каждую букву для лучшего запоминания образа. На обороте буквы от 10 до 15 заданий, легко доступных для использования, как педагогами, так и родителями.
2. «Звериный алфавит». Плакат с буквами размером 60х85. Буквы, вписанные в образ животных, от А до Я в алфавитном порядке
3. «Парк аттракционов букв». Плакат с буквами в образе животных, катающихся на каруселях.

Пособие «Звериный алфавит» с 2018 г не раз трансформировалось и совершенствовалось. Многие буквы меняли цвет и составляющие части картинок. В 2019 были обновлены некоторые стихотворения-запоминалочки. В 2020 г. Появился плакат «Парк аттракционов».
Мониторинг сформированности навыков звукобуквенного анализа показал высокую результативность использования комплекса данных пособий.
Данная наглядно-дидактическая разработка позволяет сделать учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников повышенный интерес, создает радостное рабочее настроение и ускоряет процесс усвоения знаний.
Повышается скорость запоминания букв дошкольниками.
Снижается частота написания букв в зеркальном отображении.
Дети легче называют расположение элементов буквы в пространстве.
Использование данного комплекта материалов является успешным шагом не только на пути к развитию буквенного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста, на этапе знакомства с буквами, но и в целях профилактики нарушения письменной речи. Методическая разработка апробирована, полностью готова к трансляции и использованию, как любым педагогом образовательного учреждения, так и родителями.

Комплект наглядно-дидактических пособий имеет разный печатный формат. Карточки размером А5 с текстом-заданиями и цветными иллюстрациями. Для использования может понадобится типографская печать плакатов размером 60х85 при демонстрации материала на групповых занятиях, а для применения педагогами и родителями на индивидуальных занятиях можно распечатывать листы размером А4 на домашнем цветном принтере и обычной офисной бумаге.
Наличие электронной версии продукта повышает его доступность и простоту применения.

Полный текст методической разработки и примеры картинок доступен по ссылке.