15.12.2022
Методы и приемы работы с родителями по освоению технологии альтернативной коммуникации с детьми с ОВЗ
Автор: Ельцова Анна Владимировна, учитель-дефектолог МДОУ №86 «Ладушки», г. Вологда
В последнее время увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети (с ОВЗ), поступающие в образовательное учреждение (указанное выше), имеют целый комплекс нарушений в развитии. На основе наблюдений и мониторинга в педагогической деятельности, было выявлено, что почти все воспитанники имеют сложную структуру дефекта - помимо основного диагноза (умственная отсталость лёгкой, умеренно-выраженной, тяжёлой степеней, РДА, с-м Дауна), у каждого ребёнка есть сопутствующие заболевания: ДЦП, эпилепсия, серьёзные проблемы со зрением (астигматизм, косоглазие), диагностируются пороки сердца, у большинства отсутствует речь.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети еще в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Поэтому для организации обучения и воспитания, особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление отклонений в развитии, активизацию познавательной деятельности и последующую социализацию ребенка.

Одним из нарушенных процессов, затрудняющим социализацию ребенка с ОВЗ, является отставание в речевом развитии. Использование звуковой речи для общения, а иногда и понимание ее резко ограничивается. Встает вопрос о выборе новых технологий, методов и приемов в обучении детей с интеллектуальными проблемами, влияющими на способность усваивать вербальные символы. Средства технологии альтернативной коммуникации могут существенно повысить уровень социализации «особых» детей. К таким средствам относятся:
- система жестов,
- система карточек (пиктограмм, фотографий, рисунков, значков),
- использование письменной речи,
- обучение глобальному чтению.

Эти средства помогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребенка. (домашняя среда, обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дошкольного учреждения).

Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретенные навыки в повседневной деятельности. Многие родители испытывают трудности в общении с ребенком и не могут организовать развивающее окружающее пространство с учетом его потребностей и возможностей. Для этого необходимо непосредственное включение родителей в непрерывную образовательную деятельность.

Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации, родителям совместно с педагогами необходимо оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребенка. Для этого на индивидуальных занятиях с педагогами выясняется: есть ли у ребенка желание вступать в коммуникацию, как выражается это намерение, в каких ситуациях инициируется взаимодействие, умеет ли ребенок слушать и поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются варианты использования помощи ребенку со стороны взрослых, необходимость использования различных приспособлений. На занятии присутствует двое взрослых: один из них – коммуникативный партнер (педагог), он сидит напротив ребенка, второй – помощник (родитель) сидит рядом и направляет руку ребенка.

Использование в работе с родителями как можно большего количества традиционных и дополнительных методов в работе помогает развивать мыслительные процессы и символическую деятельность, способствуя, таким образом, развитию понимания вербальной речи. В работе с родителями используются как традиционные, так инновационные технологии обучения.

К традиционным методам и приемам относятся: индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, мастер-классы, круглые столы. К нетрадиционным: включение родителей в непосредственную образовательную деятельность (индивидуальные занятия), использование сопряженных и полусопряженных действий педагога с родителем и ребенком.

Построение занятий ведется с учетом игровых развивающих технологий, (манипулирование, наложение деталей на карточки-образцы, сортировка, выполнение заданного алгоритма действий, чередование), здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, массаж, артикуляционная гимнастика, логоритмика), сказкотерапии (рассказ, с использованием жестов, рисование, песочная терапия).

Конечная цель взаимодействий педагога с родителем и ребенком на занятии – научение детей сообщать о желании получить определенный предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Ведь на самом деле именно процесс общения гораздо важнее, чем та форма, в которой он осуществляется.
Пусть это что-то новое, непривычное, но это – общение!

Библиография и источники

1. Жиянова П.Л. Семейно-центральная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна – М., 2010 г.
2. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок - «Эвричайлд» (Великобритания), 2010 г.
3. Солодянкина О.В. «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье». - М., 2007 г.
4. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., «Просвещение 2009 г.
5. Фрост Л. Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов – изд. Теревинф, 2011 г.
6. Интернет- ресурс: http://autism-aba.blogpot.com

Конспект индивидуального занятия на тему: «Игрушки» (2 год обучения)
Автор: учитель-дефектолог: Ельцова А.В., МДОУ №86 «Ладушки» г. Вологда