05.02.2023
Работа со словарными словами в 1 классе
Автор: Соболева Лариса Николаевна, учитель МОУ СОШ №12, г. Вологда
В настоящее время педагогическая практика испытывает такие затруднения, как:
- нарушение фонематического слуха у детей;
- организация активной речевой деятельности учащихся;
- выработка орфографической грамотности и орфографической зоркости;
- скудность активного словарного запаса.

Известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяется мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер.

Непроверяемые слова усваиваются на основе запоминания буквенного состава, целого «образа» слова, сравнения и противопоставления, то есть зрительно, путем проговаривания, с опорой на кинестезии, на речедвигательную память, через употребление в речи письменно и устно, составление гнезд родственных слов, составление словариков и т. п.

Многие трудные слова, изучаемые в 1 классе, встречаются в текстах «Азбуки», «Литературного чтения» и учебников «Русский язык», «Математика». Работу над ними я начинаю уже в букварный период. Провожу их звукобуквенный и слоговой анализ. Дети складывают слова из букв разрезной азбуки, а потом записывают их, подбирают к ним соответствующие картинки.

Во II полугодии начинаю проводить систематическую работу над усвоением детьми трудных слов.
У всех учащихся есть индивидуальные словарики, куда они записывают трудные слова. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием я провожу следующую работу:
- чтение слова с доски;
- лексическое толкование слова (семантическая работа);
- обозначение ударения;
- нахождение так называемых «опасных» мест (безударные гласные, не проверяемые ударением; согласные, парные по звонкости-глухости; удвоенные согласные, мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного, разделительные мягкий и твердый знаки, заглавная буква в именах собственных, а также незнакомые орфограммы);
- проговаривание слова вслух;
- письмо слова в тетрадях, словарях (дома дети рисуют картинку к изученному слову);
- подбор родственных слов (словообразовательная работа);
- лексико-синтаксическая работа (составление с данным словом словосочетания или предложения и запись его; подбор возможных синонимов, антонимов, крылатых выражений, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок с употребле-нием данного слова; по возможности проведение этимологического анализа слова – прослеживание его истоков и исторических корней).
Также я широко использую словарные диктанты.

Зрительный диктант с предварительным разбором
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант
1. Я показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его, выделяют безударную гласную, ставят знак ударения.
2. Я показываю карточку-картинку, а дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную, ставят ударение.

Диктант по памяти
Я записываю на доске ряд слов из словаря по темам «Школа», «Животные».
Учащиеся читают их несколько раз, а затем записывают.
Или даю такое задание: запиши слова, в которых нужно запомнить гласную букву е.

Диктант с использованием загадок
Учитель читает загадки, а дети пишут слово-отгадку, выделяя орфограмму.

Творческий диктант
Я читаю учащимся предложение и прошу заменить его одним словом.

Диктант с комментированием
Я читаю слово из словаря или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь. Проверку выполнения я сопровождаю объяснением правильности написанных слов или с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я.

Выборочный диктант (картинный, зрительный, слуховой)
1. Из ряда слов я прошу детей выписать слова, в которых нужно запомнить гласную о, е, а.
2. Выписать из словаря слова по теме «Школа», «Урожай», названия жи-вотных. Выделить орфограммы.
3. Записать слова, отвечающие на вопросы кто? что? в два столбика.
4. Записать слова, в которых два слога (мороз, завод), три слога (ученик, молоко).
5. Необходимо также учить детей воспринимать слова с непроверяемыми написаниями на слух. Я читаю вслух текст или отрывок из текста, в котором встречаются словарные слова, а учащиеся, прослушав предложение, записывают их.

Традиционный диктант (слуховой, зрительный, диктант по памяти)
После изучения 8-10 новых словарных слов учащиеся пишут словарный диктант. Например, я произношу слово орфоэпически и прошу учащихся повторить его орфографически. Или записываю словарные слова на доске, намеренно допуская в них ошибки. В этом случае могу использовать как фронтальную работу с классом (коллективное исправление), так и индивидуальную (вызывать по одному ученику), групповую (соревнование по рядам), а также взаимный контроль и самоконтроль (проверка исправленного слова на доске, у себя в тетради самостоятельно или при помощи словарика, в тетради соседа по парте). При подготовке к словарному диктанту дома учащиеся придерживаются приемов и спо-собов работы, используемых на уроках.