16.01.2024
«АНГЛИЙСКИЕ ПАЦИЕНТЫ» СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Автор: Наталья Неткач, преподаватель английского и французского языков, владелец и управляющий партнер компании New Educational Solutions, педагогический стаж – 33 года.
Новый формат разговорных клубов английского языка для взрослых — новый вызов современности

В статье рассматривается современная ситуация на рынке обучения иностранным языкам взрослой аудитории с точки зрения перспективности последней; а также способы повышения мотивации, новые форматы занятий, и, в частности разговорных клубов, как инструментов развития навыка беглой устной речи. В статье рассматривается новый инструмент - коучинговая игра на иностранном языке.

В 2022 году мы прошли точку невозврата к прежней жизни — когда знать английский язык было перспективно и престижно. До февраля 2022 года репетиторство в области иностранных языков во взрослом сегменте росло в цене прямо пропорционально количеству учеников. И статистическая кривая численности взрослых студентов, владеющих языком в той или иной степени, пусть даже на уровне beginner, медленно, но уверенно ползла вверх. Несмотря на тот факт, что Россия всегда была далека от уверенного владения английским. Со скрипом, неохотно, медленно, российское население, как избушка на курьих ножках, к 2022 году потихоньку уже вставало к дремучему лесу неграмотности в иностранных языках задом, а передом — к тем вызовам, которые нам выдвигала тогда жизнь. На то, чтобы все задвигалось в таком направлении, потребовалось почти 35 лет.

Реалии нашего сегодня — ошибочное мнение, что английский ни взрослым, ни детям не нужен; что это язык общения недружественных нам стран. Решение не включать иностранные языки в перечень обязательных ЕГЭ, а также сложившаяся политическая ситуация — все это отбрасывает нашу страну назад и мешает прогрессу в сфере технологий. Центром передовых технологий все еще остается США (6% ВВП — доход от технологий). Дружественный нам Китай лишь на пятом месте, Индия — на шестом. Язык, на котором создаются, выпускаются, публикуются передовые исследования — все еще английский. И учитывая санкции, особенно в области продажи прав на перевод и дистрибуцию на территории РФ, нам все-таки придется признать тот факт, что перенимать знания и передовые технологии мы будем на языке оригинала.

Тем временем, следствие вышеупомянутого взгляда на английский —
- падение родительского интереса к иностранным языкам;
- сокращение потока учеников и абитуриентов зарубежных вузов;
- демпинг цен со стороны тех коллег, которые впадают в панику и, снижая цены, начинает думать о смене ниши, целевой аудитории или даже профессии.

Важно и то, что сегмент, который не подвержен родительскому анализу и способен принимать самостоятельные решения — взрослый сегмент — может и должен быть рассмотрен преподавателями как наиболее перспективный, продуктивный и готовый отвечать требованиям нового времени. Он представляет интерес как потенциальная целевая аудитория с четко определяемыми запросами на обучение. Но основная масса преподавателей, которая занимается частной практикой, работает с аудиторией школьников и считает, что на этом можно больше заработать.

По информации РБК, резкий рост интереса к изучению иностранных языков среди взрослых был зафиксирован в 2022 году, пики приходились на март и октябрь. Среди лидеров по популярности были иврит, сербский и грузинский языки. Сегодня интерес россиян к языкам стран релокации значительно снизился, и мы наблюдаем выравнивание интереса к тем языкам, которые традиционно занимали лидерские позиции среди взрослой аудитории, — и прежде всего английскому.

Как сообщили в «Профи», сильнее всего сократился интерес к изучению иврита (на 64%), грузинского (на 46%) и сербского (на 11%) языков. В то же время, по данным компании English First, спрос на изучение английского среди взрослых в 2023 году увеличился на 59%. Несомненно, любое увеличение спроса на образовательные услуги вызывает бурный рост количества курсов, экспертных продуктов и репетиторского рынка. Да, значительный поток клиентов уходит в популярные у взрослых онлайн-школы — Skyeng, Skillbox, English First, в развитие которых вкладываются миллионы долларов инвестиций. Но здесь вмешивается скромная статистика автора — не истина в последней инстанции, но фактор, который стоит принять во внимание.

За последние 5 лет я обучила 412 взрослых студентов от 23 до 66 лет:
- в группах и индивидуально;
- в клубном формате и формате уроков;
- синхронно (уроки со мной) и асинхронно (записи моих уроков и курсов с проверкой домашних заданий);
офлайн и онлайн.

Из них:
- учились на курсах до меня — 151 человек;
- учились на курсах после меня (ушли с целью сэкономить) — 14;
- снова вернулись ко мне — 12.

Те, кто попробовал курсы, остались недовольны:
- организацией курсов — 84;
- уровнем преподавания — 89;
- профессиональным уровнем преподавателей — 111;
- методикой преподавания — 49.

А также:
- потеряли мотивацию в процессе обучения на курсах — 122;
- жаловались на однообразие и скучные уроки — 119;
- констатировали нехватку времени — 136.

Студенты постоянно мигрируют между курсами и частными преподавателями, выбирая то тех, то других. И это дает возможность утверждать, что рынок еще не насыщен в достаточной степени предложением. А значит, для частного преподавания есть ниша, которую мы можем не только занять, но и конкурировать в ней с онлайн-школами, используя инструменты, которые в школах не применяются. С их помощью можно повысить мотивацию, разнообразить уроки, вызвать еще больший интерес к языку. Но главное — заставить сарафанное радио работать на себя (что актуально сейчас, когда агрегаторы ужесточают правила работы с частными преподавателями и повышают комиссию на свои услуги)

Давайте проанализируем эти четыре направления — они, как правило, особенно волнуют современного преподавателя,

Мотивацию можно делить на внутреннюю и внешнюю, но в целом она всегда зависит от:
- большой цели студента;
- степени его вовлеченности;
- ситуации его успеха — как на уроке, так и после;
- видимых и измеримых результатов через определенное время;
- яркого эмоционального фона в процессе обучения;
- разнообразия форм и нестандартной подачи материала (микса классических и инновационных приемов);
- личности преподавателя, степени его увлеченности, энтузиазма и стиля его преподавания.

Если есть все вышеперечисленное, дефицит времени постепенно перестает быть значимым: хорошо продуманный и эмоционально насыщенный формат занятий становится ярким стимулом для развития и новых достижений.

Мы живем в замечательное время: сейчас становится заметной профессиональная ценность каждого из нас, преподавателей. Она выражена не в дипломах и сертификатах, а в результативности обучения. И в частности — онлайн обучения, а если еще точнее — обучения взрослых.

В условиях информационной перегрузки, дефицита времени и внимания, клипового мышления особо востребованными могут стать те формы занятий, которые:
- стимулируют продуцирование речи на языке вне учебного регламента и традиционного формата урока;
- дают возможность присутствовать как активно, так и в формате наблюдателя, но при этом быть включенным в процесс;
- релевантны занятиям и профессиям наших учеников и позволяют им получить максимум пользы от таких занятий;
- позволяют каждому, с любым уровнем языка, за исключением absolute beginner, принять участие в работе группы.

Обычно преподаватели стараются реализовать это в рамках разговорных клубов. Но традиционные форматы таких занятий по факту не могут обеспечить индивидуальный подход и часто не отвечают интересам студентов. Я решила провести эксперимент и применить в своих разговорных клубах формат коучинговых игр на английском языке. Расскажу, чем они хороши и почему теперь я работаю только с ними.

В условиях новой экономики игровые разговорные клубы изучения языков для взрослых становятся все более популярны. Речь идет о той самой экономике, по правилам которой мы живем последние несколько лет — это экономика впечатлений. Сториз и рилз в Нельзяграме, танцы в TikTok все больше растворяются в прошлом для России, но экономика впечатлений нас не обходит стороной. И вот уже наше телевидение снимает рекламу, похожую на сериал или компьютерную игру, службы доставки запускают квесты, а конференции все больше напоминают игровые клубы. Люди боятся скуки. «Геймификация, виртуализация, персональный подход и оценка, наглядность, простота и интересность сегодня увлекают тех, кто вчера повторял не новые слова, а подзабытые сезоны HBO, или проводил время, покоряя уровни в компьютерной игре».

Миром начинает править игра! И не просто игра-настолка, игра-ходилка, игра-развлечение, игра без цели, а игра абсолютно нового формата:
- игра-навык;
- игра-сессия;
- игра-урок;
- игра-тренинг.

И это в то время, когда образование становится все ценнее для общества, все больше следует законам эстетики и обязательно носит развлекательный компонент, позволяет забыть о реальности на время урока.

В традиционных разговорных клубах мы все еще обсуждаем статьи, фильмы и книги. Но будущее за игровыми разговорными клубами, в которых каждый ваш студент может в рамках одной встречи прожить собственный вариант занятия. Он будет взаимодействовать с сюжетом игры, с другими участниками, проходить через предлагаемые ведущим игровые кейсы. Можно ли мечтать о более индивидуальном подходе?

Красивая, яркая, динамичная, эмоционально насыщенная игра — онлайн или офлайн — новое слово в преподавании иностранного языка. Обычно она состоит из нескольких раундов, карточных колод с коучинговыми заданиями на языке, которые составлены таким образом, что вопрос может понять даже студент уровня Elementary. Игра дает возможность каждому студенту ответить на своем уровне, другим игрокам — задать наводящие вопросы, поделиться мыслями по выпавшему на карте заданию и получить за это очки или баллы, сразиться в финале и получить приз. Нужно ли как-то дополнительно поддерживать вовлеченность студентов в процесс, когда игра в самом разгаре?

Как не бывает двух одинаковых ответов на один и тот же вопрос, так и игра каждый раз будет разная. Каждый студент может поучаствовать в этой игре несколько раз — и каждый раз будет уходить с другими результатами. Плюс игра всегда подразумевает клуб, так как это чистая коммуникация, общение и работа в команде. И при этом у взрослых на подготовку к таким клубам не будет уходить много времени: не надо ни читать книги, ни смотреть фильмы. Известны ли вам более креативные способы организовать практику устной речи на уроке?

Конечно, такие клубы не могут заменить традиционные занятия. Но они могут стать надежным подспорьем в нашей работе с языковыми барьерами, со страхом сделать ошибку, заговорить в присутствии других людей. Они дадут студентам почувствовать связь языка с их жизнью, работой, интересами. В таких клубах каждый будет говорить не об оторванных от реальности книге, фильме или статье, а о том, что интересует и волнует именно его. Потому что каждый раз студент приносит в клуб тот запрос, который волнует его здесь и сейчас и который он хочет действительно решить.

Эмоциональная привязанность студента к своему запросу не даст ему возможности отмолчаться, отвлечься; наоборот — в эмоциональном порыве снизит страх перед говорением, позволит расслабиться и в полной мере насладиться общением на языке, пусть даже с не очень большим словарным запасом. А также — эстетично оформленной игрой, когда участники получают удовольствие, даже просто глядя на онлайн-версию игры на доске Miro или держа в руках бархатистые карточки. У такого формата, да и у преподавателя, как ведущего, обязательно появятся поклонники.

Игровые клубы порождают много смежных форматов, подходящих для работы со взрослыми учениками:
- индивидуальные и групповые тематические уроки;
- индивидуальные стратегические сессии на иностранном языке с бизнес-студентами;
- светские форматы мероприятий (языковые девичники, бизнес-завтраки, корпоративные языковые тренинги).

Преподавателю они помогают отстроиться от алого океана конкурентов, занять уникальную нишу на рынке, развить сарафанное радио, повысить свой чек и даже начать создавать собственные, авторские игры! Современному преподавателю пора стать не только наставником в узкой профессиональной сфере, но и наконец-то совместить обучение с коучингом и лингвокоучингом и, возможно, создать на стыке несочетаемых навыков что-то свое — новое и уникальное.

Игры помогают совершенствоваться и нам самим. Мы можем использовать их не только как обучающий инструмент для студентов, но и как коучинговый инструмент для себя: взаимодействовать с игрой в свете наших задач и работать в пространстве игры со своими запросами в профессии.

Конечно, такие игры не имеют ничего общего с разноцветными карточками со словами и картинками, которые легко найти на любом маркетплейсе.
Чтобы лучше понять:
- что такое образовательно-коучинговая игра для изучающих язык;
- как преподавателю создать игровой клуб и вести его ярко, динамично, одновременно погружая в процесс всех без исключения участников;
- зачем и каким образом использовать игры в собственном профессиональном развитии — приходите на открытую игру «Шоу в моей голове» (доступна онлайн на доске Miro или офлайн в Москве) в качестве игрока.