01.10.2024
Образовательный проект «Безопасность online: шаги к защите»
Автор: Иванова Залия Фаритовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Ивделя (Российская Федерация, г. Ивдель), учитель физики, 1 квалификационная категория

Аннотация: в работе представлен образовательный проект, направленный на формирование воспитывающей среды образовательной организации. Проект повышает осведомленность обучающихся о рисках, связанных с интернетом и социальными сетями, транслирует обучающимися правила безопасного поведения в сети и методы защиты своей информации, развивает критическое мышление и навыки анализа информации, повышает уровень эмоциональной и психологической защищенности детей в онлайн-среде.

Жизнь современных детей связана с использованием цифровых технологий, социальных сетей и интернет-ресурсов, поэтому важно развивать навыки информационной безопасности среди обучающихся всех возрастов. Это подтверждается результатами, прописанными в Федеральной программе воспитания, а также Концепцией информационной безопасности детей в РФ.

Возрастные особенности детей 5–6 класса (11-12 лет) включают активное развитие познавательных процессов, в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, у них формируется самооценка, развиваются эмпатия и моральные суждения. Контроль родителей ослабевает, дети осваивают социальные сети, поэтому именно в этом возрасте так важно прививать нормы поведения в онлайн-пространстве.

По наблюдению за обучающимися данного возраста заметно, что в основном именно данная возрастная категория детей уязвима перед онлайн-травлей, сомнительными знакомствами и публикацией компрометирующих материалов. Обучающиеся 5-6 класса (11, 12 лет) зачастую не осознают риски, связанные с интернетом и социальными сетями. Они могут стать жертвами нежелательной переписки, кибербуллинга, неправомерного использования их личной информации или попасть в ситуации, наносящие вред их психологическому и физическому благополучию.

Цель проекта: Формирование культуры информационной безопасности у обучающихся 5,6 классов посредством реализации проекта «Безопасность Online: шаги к защите».

Задачи проекта: Провести диагностику уровня информационной культуры обучающихся 5,6 классов (таблица 1), организовать мотивационный конкурс «Безопасный виртуальный мир», провести серию тренингов и практических занятий по формированию культуры информационной грамотности, провести заключительную диагностику с целью анализа проделанной работы (таблица 1).

Таблица 1
Диагностика уровня культуры информационной безопасности обучающихся 5-6 классов

1. Когнитивный критерий - наличие или отсутствие понимания и соблюдения правил информационной безопасности.
Уровень
Низкий. Интерес к теме присутствует, но личная заинтересованность не наблюдается. Понимает значение термина «культура информационной безопасности».
Средний. Понимает значимость личной информационной безопасности, в том числе в интернете.
Обладает знаниями о культуре информационной безопасности.
Высокий. Глубокие и прочные знания об информационной безопасности, умеет выявлять угрозы и в процессе самостоятельного обучения справляется с ними, используя подходящие методы и инструменты для обеспечения безопасности.
2. Информационная грамотность - способность ученика анализировать информационные потоки, быстро определять ценность данных и осознанно применять их для решения задач и удовлетворения своих информационных потребностей.
Уровень
Низкий
Может общаться с людьми и в социальных сетях, находить информацию по определённым критериям
Средний
Умеет работать с информацией и ориентироваться в информационной среде.
Высокий
Понимает специфику информационных потоков в рамках обучения;
Использует автоматизированные информационные системы для сбора, хранения, обработки, передачи и представления данных на основе электронной техники и телекоммуникаций;
Самостоятельно занимается поиском и исследованием учебных материалов с помощью справочных и информационных ресурсов и компьютерных справочников.
3. Культура общения - реализация в общении и взаимодействии с другими людьми, в реальной жизни и/или в социальных сетях (Интернет).
Уровень
Низкий
Способен взаимодействовать с пользователями через социальные сети и поддерживать коммуникацию.
Средний
Знаком с нормами культуры общения;
Разбирается в этике речевого и сетевого общения;
Способен формулировать, обсуждать и эффективно отстаивать свою точку зрения в официальной и неофициальной обстановке, в письменной и устной форме.
Высокий
Демонстрирует соответствующее моральным нормам поведение, проявляющееся в интересе к знаниям, познанию, свободной коммуникации и бесконфликтному общению.
Обладает способностью аналитического восприятия письменной и устной информации, включая адекватное восприятие культурных и языковых различий»
4. Информационная защита - защита личности от информации, от негативного информационного воздействия; психологическая самозащита личности, защита информации
Уровень
Низкий
Знания об информационных угрозах фрагментарны, основы информационной безопасности не изучены.
Средний
Умеет анализировать и оценивать информацию, выявлять угрозы. Осознаёт ответственность за информацию в соцсетях. Знает о закономерностях поведения в информационном обществе.
Высокий
Знает законодательство и нормы в сфере информационной безопасности. Обладает принципами, которые мешают распространению деструктивной информации и манипуляций.
5. Зависимость - компьютерная и интернет-зависимость среди учащихся
Уровень
Низкий
Большое влияние компьютера и интернета приводит к вытеснению реального мира, изменению самосознания и самооценки ребёнка.
Средний
Присутствует компьютерная зависимость, хотя он способен контролировать свои запросы, проводит много времени за компьютером и в интернете, и это становится систематическим.
Высокий
Не подвержен серьёзному влиянию интернета и компьютера, у него нет устойчивой потребности проводить время за ними.
Объектом проектирования выступают обучающиеся 5 и 6 классов. Проект реализуется в соответствие с этапами, представленными ниже.

Этапы реализации проекта и программные мероприятия

1

Диагностический

Тестирование (входное), анкетирование (обратная связь).
2

Мотивационный

Конкурс рисунков «Безопасный виртуальный мир. Лучшие работы будут опубликованы на школьном сайте и награждены специальными призами.
3

Деятельностный

1. Образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета («Урок Цифры»).
2. Тренинг «Создание сильного пароля»: обучающиеся учатся создавать надежные пароли, которые сложно взломать, и разбираются с основными принципами безопасности в выборе паролей. Затем они могут попрактиковаться в создании и проверке прочности паролей.
3. Тренинг «Распознавание фейковых новостей»: обучающиеся учатся анализировать и оценивать достоверность источников информации в интернете. Они рассматривают примеры фейковых новостей и учатся распознавать признаки ложной информации. В конце тренинга учащиеся делятся собственными стратегиями проверки достоверности новостей.
4. Кейс «Безопасное использование социальных сетей»: обучающиеся изучают основные правила безопасного общения в социальных сетях и заботы о своей личной информации. Они также обсуждают примеры ситуаций, когда личные данные могут быть использованы неправомерно, и разрабатывают стратегии защиты своей приватности в онлайн-среде.
5. Ролевая игра «Кибербуллинг и его последствия»: обучающиеся изучают понятие кибербуллинга и осознают его вредные последствия для жертв. Они обсуждают и разыгрывают стратегии предотвращения, реагирования и помощи жертвам кибербуллинга.
6. Тренинг «Защита от онлайн-мошенничества»: обучающиеся учатся распознавать и предотвращать различные виды интернет-мошенничества, такие как фишинг, спам и вредоносные программы.
4

Заключительный

Тестирование (итоговое), анкетирование (обратная связь).
По окончанию реализации проекта прогнозируются следующие результаты:

1. Повышение осведомленности учащихся о рисках, связанных с интернетом и социальными сетями.
2. Транслирование обучающимися правил безопасного поведения в сети и методов защиты своей информации.
3. Развитие критического мышления и навыков анализа информации.
4. Повышение уровня эмоциональной и психологической защищенности детей в онлайн-среде.

Возможные риски и способы их преодоления.

1. Недостаточная заинтересованность обучающихся: существует возможность, что учащимся может не быть интересно участвовать в проекте из-за отсутствия непосредственной связи между онлайн-безопасностью и их повседневной жизнью. Преодоление риска: Необходимо провести предварительное информирование и привлечение обучающихся к проекту. Показать им практическую значимость безопасности в онлайн-среде, например, через рассказы о реальных случаях и последствиях нарушения информационной безопасности.
2. Отсутствие поддержки родителей и образовательной общественности: может возникнуть ситуация, когда родители и образовательная общественность не проявляют достаточного интереса и поддержки в проведении проекта. Преодоление риска: Распространение информации о проекте через родительские чаты, группы в социальных сетях и родительскую газету.
3. Недостаточное количество ресурсов: может возникнуть нехватка времени, финансовых средств, кадровых ресурсов и технической базы для реализации всех запланированных мероприятий. Преодоление риска: Необходимо заранее планировать ресурсы, оценивать их доступность и привлекать дополнительные ресурсы, если необходимо. Возможно использование внешних организаций и специалистов для проведения тренингов и практических занятий.
4. Отсутствие эффективной системы оценки результатов: возможно неудовлетворительное оценивание результатов проекта из-за отсутствия четких критериев и инструментов оценки. Преодоление риска: Заранее определить критерии и методы оценки результатов проекта. Использовать разнообразные инструменты, такие как анкеты, тесты, наблюдение за поведением обучающихся в онлайн-среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дерендяева Наталия Степановна. Структура, критерии, уровни и показатели сформированности культуры информационной безопасности школьников // Наука и школа. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-kriterii-urovni-i-pokazateli-sformirovannosti-kultury-informatsionnoy-bezopasnosti-shkolnikov (дата обращения: 15.06.2024).
2. Краснова Галина Владимировна. Формирование культуры личной информационной безопасности в развивающемся обществе // Социология и право. 2018. №2 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-lichnoy-informatsionnoy-bezopasnosti-v-razvivayuschemsya-obschestve (дата обращения: 15.06.2024).
3. Малинин Валерий Анатольевич, Повшедная Фаина Викторовна, Пугачев Алексей Вадимович. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета. 2022. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-lichnosti-obuchayuschihsya-v-usloviyah-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.06.2024).