09.09.2024
Яна София Филатенкова: «Начинайте сейчас, подходящее время не наступит»
Сегодня, 9 сентября, отмечается Всемирный день красоты. Профессиональным праздником этот день считают все специалисты индустрии красоты. В нашей стране праздник отмечается с 1999 года, и это не только повод поздравить профессионалов, но и порадовать себя, а также переосмыслить свои взгляды на красоту. Важно принимать свою уникальность. И чтобы вдохновить вас сферой красоты, быть более добрыми к себе и окружающим, а также ценить уникальность каждого человека, мы решили пригласить в нашу редакцию эксперта. Знакомьтесь - Яна София Филатенкова - предприниматель, дизайнер, владелица онлайн-магазина украшений, бизнес-тренер.
- Здравствуйте, Яна!
Спасибо, что согласились в такой прекрасный день рассказать о своем опыте.
Насколько я знаю, всю сознательную жизнь Вы связаны с красотой, причем прямо или косвенно. Знаю, что ранее Вы даже обучали стилистов, был свой магазин аксессуаров, как и сейчас.
Расскажите, пожалуйста, а с чего начался путь в сфере красоты? Почему именно сфера красоты Вас привлекла?


- Александра, здравствуйте!
Как вы точно подметили про мою связь с красотой, спасибо! Меня с детства завораживала красота, которой в провинциальном городе 90-х годов практически не было. Я узнавала о ней из книг и видела в манерах и стиле своей мамы. Думаю, что в некоторой степени именно дефицит искусства, архитектуры и культурных ценностей, воспитали во мне жадную тягу к прекрасному. Сейчас, уже став взрослой, я регулярно посещаю художественные выставки, люблю прогуляться пешком по столице, напитать себя формами талантливых архитекторов своего времени. У меня своя культурная программа, как неотъемлемая часть жизни. А тогда, в детстве, мне ничего не оставалось, как научиться видеть красоту в мелочах и продолжать её в своих мыслях. Можно сказать, что красота стала моей движущей силой.

- А как Вы пришли к идее обучения стилистов-имиджмейкеров? Почему именно эта аудитория?

- Мой проект Start Stylist объединил тысячи девушек и женщин во всём мире, кто, как и я, верил и верит: «Красота спасёт мир!». Мы сплотились, как коллеги, единомышленники и просто неравнодушные к чувству прекрасного. Идея сделать проект коммерческим пришла, как ответ на просьбу помочь fashion-специалистам развиваться. Я помогла сначала одному стилисту запустить школу, потом другому разобраться в продвижении, и сарафанное радио не заставило себя ждать. Сейчас мои ученики есть даже в Голливуде!

- Почему проект со стилистами решили завершить? Ведь там много материалов, опыта, отзывов.

- Start Stylist родился в конце 2017 года и по сей день продолжается в проектах моих выпускников. У них свои клубы, свои красные дорожки и свои программы поддержки. Я рада быть началом большой и красивой истории преображения. Мне удалось внести большой вклад в развитие стиля в России именно за счёт моих бизнес-навыков: аналитика, упаковка, продвижение. Видеть красоту недостаточно, нужно уметь доносить её ценность людям, заражать их энергией перемен.

- Вы ведь по образованию маркетолог? Как Вы видите связь между вашим образованием и практическим опытом в вашей карьере?

- По первому образованию я управленец, где маркетинг - только одна из шестерёнок большого механизма (предприятия). Связь между образованием и карьерой наглядно отображает формула икигай (смотрите изображение ниже).
- Какой из ваших проектов был для Вас наиболее значимым с точки зрения личного роста и профессионального развития?

- Я верю, что он ждёт меня впереди.

- Сейчас у Вас магазин аксессуаров. Это офлайн или онлайн? Какие площадки используете для продвижения и продаж?

- Конкретно сейчас у меня этап тестирования бизнес-гипотезы «онлайн-продажи женских аксессуаров через социальную сеть». Изучаю телеграм и ВК, как потенциальные площадки сбыта, вношу коррективы в стратегию. О полноценном магазине говорить ещё рано, но очень хочется. Я вижу себя в этом, всегда видела.


- Какие цели Вы ставите перед собой в развитии вашего магазина аксессуаров на ближайшие несколько лет?

- Моя главная цель - вырасти самой, как предприниматель, стать руководителем, повзрослеть, как личность. А цель магазина одна - радовать! Радовать коллекциями, атмосферой и ощущением от покупки. Хочу, чтобы как можно больше женщин выходило на улицу с улыбкой и в моих украшениях, конечно. Радостная женщина дарит миру надежду.

- Как Вы считаете, легко ли развиваться в сфере красоты? В чем есть сложности?

- Развиваться в принципе сложно. В работе, в отношениях, в бизнесе, любое развитие - это труд и смелость. Сфера красоты может скрасить развитие, но точно не облегчить путь. Сложности, как и везде: найти деньги на развитие и сделать так, чтобы тебя находили клиенты. Красота, не булочная, за ней каждый день не ходят. Мне ещё предстоит решить большой объём задач по маркетингу и продвижению в условиях глобального экономического кризиса.


- Сейчас основной акцент на авторские украшения. Я верно поняла? Где черпаете идеи для создания украшений?

- Я раскрылась, как дизайнер, но не закрылась, как маркетолог (улыбаюсь!). С одной стороны, создание украшений - это продолжение моего чувства прекрасного, о котором я говорила в начале. Дизайнер внутри меня испытывает то, что Лев Толстой назвал искусством: «Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его».
А с другой стороны, мой внутренний маркетолог подсказывает, что развиваться нужно, как мультибрендовый магазин, и представлять не только свои изделия. Мне нравятся оба варианта.


- Какие советы можете дать тем, кто планирует развиваться в сфере красоты? Какие особенности нужно учесть при работе с аудиторией?

- Начинайте сейчас, подходящее время не наступит. Я откладывала идею с дизайном украшений 4 года, хотела поднакопить денег и запуститься без стресса. В итоге запускаюсь с полного нуля и ощущением упущенного времени.

Главный совет именно в сфере красоты звучит одинаково: «тренируйте насмотренность». Но я всегда добавляю: «адаптируйте увиденное под рынок». Если, конечно, хотите быть коммерчески успешными, а не просто красивыми.

Фотографии предоставлены Яной Филатенковой

Беседовала Александра Макарова