24.02.2025
Индивидуальный подход к подбору конкурсного репертуара
в классе эстрадного вокала

Автор: Сафонова Нина Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории отделения «Вокальное исполнительство» (Эстрадный вокал. Сольное пение), Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.
Актуальность проблемы подбора вокального репертуара для юного исполнителя не ослабевает никогда. Каким бы компетентным не был преподаватель, какой бы богатый не имел за плечами опыт работы, процесс подбора конкурсного материала для конкретного обучающегося в определенный период его вокального развития представляет собой определенные сложности. В связи с этим, необходимо проанализировать методические рекомендации по подбору концертного репертуара для обучающихся занимающихся эстрадным вокалом, изложить основные принципы подбора конкурсных произведений, а также выявить особо часто встречающиеся ошибки преподавателей, допускаемые ими в процессе подбора репертуара выносимые на конкурсы или концерты.

Творческий путь маленького вокалиста, который обучается в школе искусств, неразрывно связан с необходимостью правильного подбора репертуара. (Репертуар – это совокупность вокальных произведений, исполняемый обучающимися). Правильно подобранный конкурсный вокальный репертуар – это уже половина успеха.
Сам процесс подбора произведений, исполняемых обучающимся, требует от преподавателя широкого кругозора в области эстрадной музыку и конечно же, постоянного пополнения знаний. Выбор вокального репертуара, для обучающихся эстрадного класса – наиболее трудная задача преподавателя. Репертуар должен быть художественно ценным, соответствующим творческому направлению исполнителя, разнообразным и интересным, полезным в педагогическом отношении, способствующим художественному росту юного исполнителя.

Правильно подобрать песню вокалисту на конкурс – является одной из важных задач в обучении. Как за частую, мы выбираем песню? Ну, конечно же, нам захочется петь песню, которая нам понравилась. Ведь песня, которая нам не нравится она у нас и не получится. Очень сложно делать то, к чему не лежит душа и сердце. При выборе вокального произведения необходимо учитывать мнение обучающегося. Конечно, если песня ему нравится, то и исполнение будет эмоциональным, легким. Есть два способа подбора вокального произведения. Первый: предложить обучающемуся выбранные преподавателем вокальные произведения одного или нескольких исполнителей. Прослушав их обучающийся сам выбирает для себя подходящий вариант песни в свой репертуар. Второй вариант: предложить обучающемуся самому найти вокальное произведение в свой репертуар, который будет соответствовать характеру его голоса, тембру, диапазону и всем остальным характеристикам голоса ученика, но только обязательно под контролем преподавателя. Используя второй вариант подбора репертуара, обучающийся научится определять диапазон песни, будет обращать внимание на тип голоса исполнителя, тембровую окраску, характер мелодии и так далее. Все это развивает музыкальную культуру и музыкальный вкус. Выбранный преподавателем репертуар навязывать ребенку не нужно, но когда нужно, то необходимо обосновать свое мнение и обосновать целесообразность выбора именно этого вокального произведения. Зачастую постепенно интерес к песни постепенно проявляется в процессе разучивания и достигает положительных результатов. Конкурсные произведения должны показать в наиболее выигрышном свете те качества, которые обучающийся приобрел в процессе обучения вокалом.

1. Соответствие репертуара возрасту исполнителя. Подбирая репертуар очень важно помнить, что он должен соответствовать данному жизненному периоду обучающегося.В классе каждого преподавателя в основном разновозрастные дети в среднем от 7 до 17 иногда и 18 лет. Этот период условно можно разделить на несколько возрастных категорий: 7-8, 9-10, 11-13, 14-15, 16-18 лет. Такое разделение конечно же является приблизительным и следует учитывать, что каждый обучающийся – это индивидуальная личность. Находясь в одой категории они резко отличаются друг от друга по умственному и физическому развитию и естественно по вокальным данным. Поэтому репертуар будет варьироваться как в сторону более младшего, так и в сторону более старшего возраста. Подбирая репертуар важно понимать - притянет эту песню на себя ребенок или не притянет. Говоря о не ком стандарте детских возрастных категорий, то здесь нужно придерживаться правила: репертуар который вы подбираете исполнителю, должен соответствовать данному жизненному периоду ребенка, отражать его личные эмоции, духовные ценности, увлечения. Как может спеть ребенок про любовь между мужчиной и женщиной в возрасте 11-13 лет, если он не знает, что это такое? Что бы вокальное произведение про любовь получилось душевная, тронула сердце слушателей - в ней должны быть ни какие-нибудь абстрактные мужчина и женщина, в ней должен быть исполнитель и его женщина или мужчина. Как может ребенок спеть песню «Ностальгия», если он никогда не испытывал это чувство? Маленький вокалист в этом случае может исполнить мелодию, наговорить текст, но это по эмоциям будет фальшиво. Поэтому очень важно выбирать вокальные произведения, такие, чтобы маленький исполнитель понимал, о чем он поет. Что бы это было органично в выступлении ребенка. Маленьким исполнителям очень важно, чтобы музыка сопровождалась словесным объяснением. Обучающегося– можно попросить рассказать о чувствах, впечатлениях, эмоциях, которые вызывает у него та или иная песня. Можно поговорить о музыкальных и смысловых трактовках произведения, сравнить различные исполнения песни, что поможет выработать у них определенные музыкальные образы.

2. Темперамент. Первое на что нужно обратить внимание преподавателю при подборе конкурсного репертуара, когда ваш маленький ученик пришел первый раз к вам, на самый первый его урок - каков же его темперамент. Это очень важный момент при знакомстве с обучающимся. От темперамента нашего обучающего будет зависеть наша с ним методика работы. В человеческом обществе нет одинаковых людей, личностей, которые складываются под воздействием различных факторов, особенностей психики. В процессе обучения маленького вокалиста надо опираться на имеющиеся от рождения у него свойства (темперамент). Темперамент включает в себя эмоциональность, психофизиологическую активность, которые ярко проявляются в деятельности и поведении ребенка. Особенности темперамента отражаются так же еще в его побуждениях, действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим пунктам выявляется темперамент обучающегося: как он преодолевает трудности, как работает продолжительное время, как сосредотачивается на работе, как реагирует на замечания, на поступки других обучающихся, как ведет себя в сложных и привычных для него ситуациях. Обучающиеся отличаются друг от друга темпераментами, и конечно же они будут отличаться и темпами работы, и реакцией на раздражители, своей интеллектуальной деятельность, и т.д., а значит и сам процесс обучения будет отличаться. Кто-то запоминает долго, но зато конкретно и надолго, а кто-то запоминает быстро и также быстро забывает. К сангвинику будет один подход, к холерику – другой. Исходя из темперамента вашего обучающегося, нужно подбирать вокальные произведения. Зачастую можно увидеть на сцене меланхолика, которому преподаватель дал исполнять к примеру Рок-н рол. Можно считать, что вы убили зря время и силы, как свои, так и обучающегося. Потому, что у меланхолика никогда в жизни не получится исполнить Рок-н рол, так как это не его темперамент. И как бы эта песня не нравилась ваше ученику - не стоит ее выносить на концерт или на конкурс, но в классе вы можете ее послушать, в свободные минуты попеть вместе с ним. А на конкурс лучше подобрать вокальное произведение по темпераменту обучающегося. Но это не значит, что если вы сангвиник, то вы должны петь только быстрые песни. Можно вносить в репертуар и медленные, и драматургические произведения. Сангвиник и холерика – это очень эмоциональные люди, яркие личности, поэтому в произведения драматургической направленности они вложат очень много эмоций. Но что же делать если ребенок меланхолик или флегматик? Такие вокалисты необходимы в ансамбле. Это те дети, которые будут держать вам голоса в многоголосии, создадут вам базовую основу многоголосного пения. Как бы горько и обидно не звучало, но не все рождены быть солистами на сцене. Общаясь с ребенком, преподаватель сможет подобрать репертуар, который раскроет его индивидуальность. Очень важно не давать ему постоянно исполнят схожие по настроению произведения. Независимо от темперамента, обучающегося, необходимо учить ребенка чувствовать и передавать любой характер песни, но если попытки добиться результатов в данном произведении оказались все-таки не удачными нужно сменить произведение. Иногда, исполняя вокальное произведение активного характера, замкнутые дети становятся артистичными и подвижными, а генеративные - наоборот сосредотачиваются, исполняя спокойные песни.

3. Тембр. Помимо темперамента и возраста, очень важно подобрать вокальное произведение к голосовой тесситуре, тембру обучающегося. Отдельного внимания заслуживает тембровое совпадение с песней. Бывает так, что обучающийся отлично справляется с диапазоном в вокальном произведении, но тем не менее песня никак не звучит. Звуки верхнего регистра не звучат так звонко как бы хотелось или наоборот ноты нижнего регистра не особо глубоки и наполнены. То есть вокальное произведение звучит ровно, без развития и кульминации, проще говоря -звучит никак. Конечно, его можно исполнять и на конкурсах, и на концертах, но это не произведет впечатление на зрителя.
Лучше оставить такое произведение, оно просто «не ваше». При исполнении таких вокальных произведений голос чувствует себя «ни в своей тарелке», в нём будет мало природной индивидуальности, голос не раскроется во всей своей красе, отсюда и монотонность исполнения. Лучше подобрать другое произведение, подходящее для тембра исполнителя и раскрывающее его в полной мере.

4. Диапазон. Один из самых важных момент при подборе репертуара – это диапазон исполняемого произведения. Если у обучающегося нет верхних нот, они даются ему с трудом, исполняются неуверенно, не нужно брать в репертуар произведения с явно звучащими верхними нотами. Дайте ему произведение где будут звучать его «низы», пусть он покорит членов жюри и зрителей своим нижнем регистром, в котором ему комфортно и легко петь. Не стоит брать вокальное произведение на пределе возможности обучающихся, постарайтесь, чтобы у вас были в запасе в нижнем и в верхнем регистрах 0,5-1 тон - это ноты которые должны быть не задействованы в разучиваемом вокальном произведении. Если у обучающегося самая высокая нота диапазона Ре второй октавы, то по возможности в исполняемом произведении самая верхняя нота должна быть До - До диез второй октавы. Это позволит маленькому исполнителю без страха и достойно спеть сложные места без фальши, даже в некомфортном для него состоянии самые высокие и самые низкие ноты вокального произведения. Зачем это нужно? Когда вы выносите свое произведения на публику – концерт, конкурс – ваше выступление на большой сцене включает множество нюансов, которые непосредственно влияют на исполнение маленького вокалиста. Это и плохой микрофон, некачественная подзвучка, неопытный звукорежиссер, погодные условия, болезненное состояние исполнителя, отсутствие возможности полноценно подготовить перед выступлением голосовой аппарат, настроение, волнение, страх, шум в зале, не комфортная одежда и многое другое. Все выше перечисленное может помешать исполнить самую высокую ноту, срезать 0,5 – 1,5 тона возможностей исполнителя, а возможно и кульминацию. Голос устроен так, что на него влияет абсолютно всё.

5. Тональность. В вокальных произведениях, исполняемых обучающимися должна быть удобная тональность. Не все вокалисты могут выбранное произведение исполнить в оригинальной тональности. Как преподаватели мы можем подкорректировать минусовую фонограмму с помощью всевозможных аудеоредакторов и программ. Иногда достаточно поднять или опустить минусовую фонограмму на полтона, и картина исполняемого произведения меняется, песня которая была на грани вокальных возможностей ребенка стала звучать уверенно и интонационно чисто. То, что ребенок поет не в оригинальной тональности заметят только люди с абсолютным слухом, а то что он фальшивит пытаясь достать высокую ноту или проглатывает звуки в нижнем регистре, однозначно услышат все. Комфорт ребенка в работе над вокальными произведениями – это самое главное, поэтому заставлять обучающегося пищать на верхних нотах или «давиться» на нижних очень глупо. Но, стоит заметить, что обучающийся не должен петь постоянно в диапазоне своих хорошо звучащих нот. Пробовать петь нужно все. Связки – это мышцы, которые тоже надо держать в тонусе и «растягивать». Каждое следующее ваше вокальное произведение должно быть немного сложнее по вокальным приёмам и чуть шире по диапазону. Ваш обучающийся должен выходить из «зоны комфорта», только в таком случае будет перспектива роста и развития. Если выбранное вами вокальное произведение очень нравится, но никак еще не звучит, то попробуйте оставить его на пару месяцев, а возможно и на год. Пождите пока обучающийся дойдет до него морально и физически. Но не откладывайте разучивание на очень долгий срок, так как дети имеют свойство очень быстро взрослеть и вокальное произведение может потеряет свою актуальность.

6. Ритмический рисунок, вокальные приемы. Очень важным из моментов при подборе репертуара является ориентирование на вокальные данные обучающегося. С большой осторожностью нужно относится к подбору репертуара на начальном этапе вокального обучения, когда еще маленькие исполнители владеют очень скромным уровнем развития профессиональных качеств. Обучающиеся придя в школу сразу хотят исполнять сложные красивые произведения. Не подготовленному маленькому исполнителю это может навредить его голосовому аппарату, создать психологические проблемы. Лучше не браться сразу за сложный вокальный материал, где большое количество трудных вокальных приемов, сложный ритмический рисунок. Произведения, которые не по силам маленьким исполнителям могут привести к проблемам с певческим аппаратом и отбить желание в дальнейшем заниматься вокалом. Завышенные требования приводят к внутреннему зажиму и развивает у обучающегося комплекс «плохого вокалиста», слишком легкий репертуар не дает развитие и совершенствование исполнительского мастерства. Репертуар должен подбираться, исходя из принципов постепенности и последовательности, доступности.

7. Мелодия. При подборе репертуара нельзя упускать один из немаловажных моментов – анализ мелодии вокального произведения. Преподавателю необходимо пропеть мелодию, для того что бы ощутить сложности нового произведения – зажимы или «вокальную усталость». Иногда в произведениях с обычным диапазоном уже к середине произведения возникает усталость связок. Это как раз может быть связано с мелодией вокального произведения. Бывает так, что весь куплет или припев звучат в основном на двух-трех нотах, переходные и не удобные такие ноты есть в «девичьем» диапазоне – это ноты ля-до диез первой октавы. По сути они не очень высокие, если исполнять их пару раз за всю песню. Если же мелодия строится на двух –трех нотах повторяясь много раз, то это вызывает напряжение связок, что сильно влияет на чистоту интонирования. В этот момент связки даже без мелизматики и кульминации очень сильно устают, так как для нормальной работы связок, как и для любых других мышц, должна быть точка пикового напряжения, которая переходит в расслабленное состояние и наоборот. Иногда легче исполнить вокальное произведение в котором мелодия «бегает» по всему диапазону. Так же это касается и мелодии со скачками, когда между нотами интервалы септима или октава. Для вокализации это большой скачек, а если его надо исполнить в быстром темпе, не всякий взрослый сможет, не говоря об юных вокалистах.

Заключение
Обобщив всё выше сказанное, можно сказать, что подбор репертуара – это ответственный шаг, который должен быть продуманным, основанном на принципе постепенности и последовательности в вокальной педагогике, а также принципе посильной трудности в вокальном обучении. Вокальное произведение должно нравится исполнителю, быть интересно в художественном плане, исполнятся с ощущением комфорта. Нельзя выставлять на конкурс вокальные произведения, не соответствующие вокальному уровню обучающегося. Они должны быть выбраны, исходя из технических и выразительных возможностей ребенка на данный момент, соответствовать уровню его певческих навыков, они должна быть не сложнее и не легче его оптимального уровня.

Творческий путь вокалиста определяется выбором репертуара, поэтому при подготовке к конкурсной или концертной деятельности перед преподавателем стоит сложная задача, решать которую следует с учетом изложенных положений в процессе приобщения детей к музыкальному искусству, что способствует развитию художественного вкуса посредством пения как метода эстетического воспитания.