Характерной чертой культуры является творческое начало. Оригами - это один из способов обучения детей конструированию из бумаги. История возникновения оригами связана с изобретением в Китае бумаги. В XVII веке в Японии оригами стали украшать прически, использовались они и на праздниках. Искусство оригами распространилось по всему миру и сейчас это не только вариант организации досуга, но и способ решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. Для изготовления оригами используется только бумага и это самый доступный материал для творчества.
Значение оригами в воспитательном процессе:
1. результат продуктивной деятельности (изготовления оригами) ребенок видит сразу, так как долгое ожидание результата приводит к потере интереса у малышей.
2. результат (полученное изделие) может быть использован в качестве украшения помещений, подарка, игрушки или дидактического материала.
3. процесс изготовления оригами способствует развитию:
а) мелкой моторики пальцев рук, которая является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Оригами поможет ребенку в будущем быстрее овладеть письмом в школе.
б) психических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Дети концентрируют внимание на объяснениях педагога, дети запоминают названия заготовок и приемов. Складывание фигурок базируется на освоении базовых форм (треугольник, книжка, дверь, двойной дом, воздушный змей и т.д.). При складывании ребенку часто приходится самостоятельно мыслить.
в) творческих задатков - развитие конструктивных способностей, фантазии и изобретательности. Дети проявляют желание создать что-то свое, а это уже плод воображения.
г) логики и пространственного мышления.
Основные направления работы с оригами:
- оригами воздействует на эмоциональную сферу человека. Это особенно полезно для застенчивых и излишне агрессивных.
- борьба с различными фобиями. Например, малыш боится волка, а складывая из бумаги фигуру волка, ребенок видит, что волк маленький, нестрашный.
- создание и применение фигур в оформлении помещений, подарков, аппликации.
- развитие речи ребенка - использование готовых фигурок для проигрывания сюжетов известных детских произведений или иллюстрации рассказов, расширение кругозора за счет сообщения различных сведений. При этом очень важно, чтобы ребенок проговаривал текст, одновременно складывая лист бумаги. Отличные результаты дает методика сочинения или пересказа сказки.
- экологическое просвещение и изучение окружающего мира: изготовление фигурок животных, насекомых, растений.
- изучение основ геометрии: работа с бумажным листом определенной формы, а в процессе складывания получаются геометрические фигуры.
- согласование с календарными праздниками.
- учет индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, оригами - это доступность, постепенность, системность.