В ЕГЭ по истории значительная часть заданий предполагает работу с исторической картой или названиями географических объектов. Формированию у обучающихся умений, связанных с анализом карты, придается особая значимость, поскольку качественное усвоение школьниками многих тем по истории невозможно без работы с исторической картой. Следовательно, сформированные пространственные представления у обучающихся являются одной из основ успешного изучения истории.
В демоверсии ЕГЭ по истории 2024 г. задания на работу с исторической картой представлены на позициях 9-12, как и в КИМах 2023 г. Задания 9 и 10 проверяют умения проводить атрибуцию исторической карты (схемы) и работать с картографической информацией. Задание 11 предполагает соотнесение текста и карты (схемы). В задании 12 требуется из шести суждений выбрать верные. Все суждения в этом задании, посвященном представленной исторической карте (схеме), предполагают, не только работу с картографической информацией, но и привлечение контекстных знаний.
Согласно «Методическим рекомендациям для учителей…» в 2023 г. задания на работу с исторической картой выполнены со следующими средними результатами: задание 9 - 67,9%, задание 10 - 63,5%, задание 11 - 80%, задание 12 - 45,4%. Как видим, лучше всего выполнено задание 11 и хуже всего – задание 12.
Можно отметить следующие проблемы выпускников: слабое знание исторических фактов, вплоть до непонимания значения исторических терминов, неумение читать историческую карту. Гораздо лучше ситуация с умением соотносить информацию, представленную в форме текста, с исторической картой.
Ученики обычно боятся и не любят задания с картой. На закономерный вопрос «почему» можно дать следующие ответы: наши кабинеты истории в школе далеко не всегда богаты историческими картами, или карты есть не по всем темам, использование проекторов тоже может вызывать затруднения (от их отсутствия до банального «не работает»), далеко не все кабинеты имеют интерактивные доски, что резко сужает возможность использования цифровых карт.
Следует отметить еще одну проблему: в учебниках и атласах большинство исторических карт тематические, при работе только с этими картами у учащихся не формируется целостное представление о пространстве мира. Они не могут определить, откуда «взят» тот или иной фрагмент исторической карты, не могут его узнать, не могут найти историко-географические объекты. Это происходит потому, что на уроках истории у школьников не формируется умение определять месторасположение историко-географических объектов в системе, относительно других объектов на карте. Чаще всего на уроках историческая карта используется в качестве иллюстрации, для подтверждения слов учителя или текста учебника.
Еще одной трудностью является использование в КИМах черно-белых карт, что дезориентирует учащихся, привыкших работать с цветными, облегчающими восприятие, картами атласа или учебника. Ученик просто теряется, и не может сразу сопоставить знакомую ему карту с представленной в ЕГЭ.
Поэтому, когда в 10-м или 11-м классе ученики оказываются перед необходимостью подготовиться к сдаче ЕГЭ по истории, то с этим запросом многие обращаются к репетиторам, т.к. целый комплекс проблем не позволяет справиться с ними самостоятельно.
Рассмотрим основные методы и методические приемы работы с исторической картой.
Историческая карта – отображение определенного прошлого периода (эпохи) развития человеческого общества, исторических явлений и событий на данной территории.
Обычно говорят о трёх типах исторических карт:
• Общие карты отражают исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древняя Русь в IX–XII веках», «Российская империя в первой четверти XVIII в.». «Российская империя во II половине XIX века». Общая историческая карта даёт «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но её отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: изменение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п. Такие карты имеют максимальную информационную нагрузку (условные обозначения внутри- и внешнеполитических событий, экономика, классовая борьба, культура – вертикальный срез всех этих линий – всё переплетено).
• Обзорные карты отражают ряд последовательных моментов в развитии определённой стороны общественной жизни или изучаемого явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост территории государств в древности», «Образование Российского централизованного государства», «Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.». В таких картах информационная нагрузка меньше чем в общих картах.
• Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям или явлениям: «Походы князя Игоря», «Восстание Степана Разина», «Первая русская революция 1905–1907 гг.». Этот тип исторических карт освобождён от не имеющей отношения к теме информации общего плана, зато подробно и детально раскрывает изучаемое событие, отличается более красочным и художественным оформлением. У этих карт минимальная информационная нагрузка, но они дают дополнительные условные обозначения по военной истории.
Для большего понимания учащимися тематические карты можно разделить на карты войн и военных походов, карты народных движений (восстаний/бунтов), карты путешествий. Сюда же следует отнести схематические карты, раскрывающие внутренние связи изучаемых событий и явлений. В упрощенно-обобщенном виде они передают одно событие или явление. Чаще всего это схемы отдельных сражений, экономического развития страны или отдельных регионов.
Из трех основных типов исторических карт — общих, обзорных и тематических – в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, как уже отмечалось выше, преобладают последние, но использовать их нужно на фоне и в сочетании с общими картами.
Все политические и социально-экономические события, процессы, явления необходимо изучать с использованием исторической карты. При этом карта должна служить не только иллюстрацией к изучаемой теме.
Умения работы с картой формируются только в ходе деятельности. Для успешного выполнения на работу с исторической картой, выпускники должны обладать следующими умениями:
· узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;
· определять последовательность и время отображенных на карте событий;
· правильно читать отраженную на карте действительность;
· сопоставлять обозначенные на карте явления;
· находить изображенную на небольшой карте территорию, охватывающую большее пространство, выделять изменения в ней;
· применять карту при анализе исторической информации;
· привлекать необходимую контекстную информацию.
Следовательно, необходимо выстроить систематическую работу с картой, а это значит: карта должна присутствовать на каждом занятии и соответствовать изучаемой эпохе; показ по карте должен быть точным, сопровождаться словесными пояснениями. Также необходимо соблюдать преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство) и, самое важное, формировать у учащихся навыки работы с картой
Работа с любой исторической картой начинается с изучения ее легенды. Легенда - это маленькая табличка в углу карты ЕГЭ, где содержатся история передвижений, пояснения к стрелочкам и другим условным знакам. Именно в легенде находится полезная информация, используя которую можно определить исторический период, границы государств, конкретное событие.
Следует отметить, что далеко не на всех картах в КИМах ЕГЭ по истории есть легенда. В случае, когда в задании по карте присутствует легенда, то в нем есть указание на цифровое обозначение объекта именно в легенде. Поэтому надо приучать учеников начинать работу с картой именно с легенды, так как на экзамене выпускники забывают о существовании легенды карты/схемы.
Преподавание онлайн позволяет максимально удобно организовать эту работу, давая возможность показывать на экране, как карту целиком, так и ее отдельные фрагменты, в частности, легенду. Необходимо подробно разбирать условные знаки в легенде карты, что позволит выпускнику ориентироваться в работе с картой, на которой не представлена легенда, так как условные знаки на исторических картах обычно универсальны.
Далее, учащиеся обучаются приемам по извлечению необходимой информации из самой карты: изучение расположения объектов от самых крупных к мелким, которые позволят выпускнику понять, что изображено на карте. Названия морей, рек, озер, стран служат теми маркерами, которые позволяют сориентироваться по периоду и месту происходящего события: на карте есть река Непрядва, значит, это Куликовская битва, а Чудское озеро указывает на Ледовое побоище.
Таким образом, при работе с картой вводится понятие маркеров или триггеров, опираясь на которые выпускник сможет определить исторический период, к которому относится карта, историческое событие (война, поход, восстание). Такими маркерами будут служить даты, имена полководцев, названия городов/населенных пунктов и сопредельных государств, стрелки, обозначающие военные походы и торговые пути.
Если на карте обозначен «Петербург» и есть надпись: «Российская империя», можно сделать вывод, что историческое событие происходило до 1914 года, поскольку в 1914 г. Петербург был переименован в Петроград. Если же обозначен Ленинград, то это период с 1924 г. по 1991 г., когда городу было возвращено первоначальное название. Город Екатеринбург был основан в 1723 году и был назван в честь императрицы Екатерины I, следовательно, на карте с восстанием Степана Разина или Ивана Болотникова Екатеринбурга быть не может, но он будет на карте с восстанием Емельяна Пугачева.
Название государства «Речь Посполитая» указывает, что событие происходило в 1569-1795 гг., а название «Австро-Венгрия» свидетельствует, что события на карте относятся к периоду 1867-1918 гг.
Маркерами служат и имена полководцев, опираясь на которые можно определить если не событие, то хотя бы период: Мамай – Куликовская битва. В этом же ряду находятся географические объекты: названия некоторых рек, озер и гор тесно связаны со знаковыми датами российской истории (Калка – первое столкновение русских с монголами), а также историзмы – слова, относящиеся к определенному историческому периоду и не употребляющиеся в современном русском языке, а потому указывающие, к какому периоду относится событие (опричнина – Иван Грозный).
Многие населенные пункты известны, благодаря конкретным историческим событиям. Так, город Козельск мы знаем, благодаря его героической обороне с марта по май 1238 г. во время монголо-татарского нашествия. Если на карте, присутствует Козельск, речь идет о походе Батыя на Северо-Западную Русь.
Даты укажут событие или позволят определить век и более узкие рамки исторического процесса или явления. Даты есть практически на всех картах. Даже не зная, что это за дата она помогает определить век, а это уже сужает временные рамки.
Стрелки на исторической карте всегда отображают военные походы, военные действия, движение первопроходцев и путешественников. В случае явного положения на карте войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события.
Какие методы и методические приемы эффективны при работе с исторической картой?
Формирование знаний, умений и навыков работы с исторической картой лучше всего начинать с контурных карт, с нанесения крупных географических объектов: моря (Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное, Средиземное), реки (Висла, Волга, Днепр, Днестр, Дон, Дунай, Нева, Одер, Ока, Урал (Яик), Эльба), озера (Чудское, Ильмень, Ладога, Онега) и т.д. Далее работа с контурными картами углубляется и усложняется. Т.е. контурная карта – это не анахронизм, а действенный метод создать пространственные представления у учеников.
Продуктивными будут задания по картам войн и путешествий: написать на карте имена выдающихся полководцев и флотоводцев, принимавших участие в военных событиях; красным цветом обозначить удачные сражения, а черным цветом обозначить неудачи русской армии в войне; написать на карте имена путешественников.