ВведениеНастоящая методика опирается на педагогический опыт автора и основные положения систем интенсивного информатизированного обучения А.А. Золотарева [1].
Авторская методика разработки учебных курсов и программ базируется на глубоком структурировании результатов и содержания обучения [2].
Любое обучение имеет целью достижение определенных результатов, выраженных в степени самостоятельности и скорости выполнения действий. При структурировании результаты обучения выстраиваются в логическую цепочку. Структурирование позволяет более четко и сжато передать большой объем информации, выстроить правильную последовательность изложения учебного материала.
В процессе структурирования программы учебного курса педагог выявляет структурно-логические связи между элементами содержания, его понимание предмета становится более глубоким и системным. Структурирование помогает педагогу восстановить в памяти элементы содержания дисциплины, которые редко встречаются в педагогическом процессе.
Структурирование позволит Вам выделить главное и грамотно показать ключевые моменты Вашего учебного курса коллегам, потенциальным ученикам и их родителям. Вы будете четко знать, ЧТО вы продаете и КАК клиент получит результат, клиент сразу будет видеть, за что он платит деньги и почему он получит результат.
С чего начать разработку курса / программы
Прежде чем начать работу над образовательным курсом (программой), определите цель и результат курса (программы) и для кого он предназначен, чем Ваш курс (программа) будет выгодно отличаться от аналогов. Одним из Ваших конкурентных преимуществ точно будет четкая и наглядная структура результатов и содержания.
Работа педагога на этапе подготовки к структурированию содержания обучения курса (программы) включает:
1) определение источников информации, которые могут послужить основой для отбора содержания темы курса;
2) анализ источников информации и отбор из них того содержания, которое соответствовало бы цели обучения.
Результатом работы по отбору содержания учебного курса должны стать:
- тема курса и список источников информации;
- сравнительная характеристика имеющихся аналогичных курсов;
- первичная линейная структура – привычный тематический план курса;
- таблица, примерное наполнение: источник информации - ссылка на источник - подборка страниц источника - раздел будущего курса.
Ориентируйте программу курса на конкретную целевую аудиторию. Более того, на узкий сегмент своей целевой аудитории.
Вопросы, на которые необходимо ответить самому себе перед разработкой курса:
- Что надо сделать “не как у всех”?
- Чем Ваш курс будет выгодно отличаться от аналогов?
- Почему Ваш курс будет актуален для учеников?
На следующем этапе:
- Определите примерный объем курса.
- Проведите аудит своих материалов.
- Определите, каких материалов, какой информации не хватает.
- Проанализируйте, какие нужны дополнительные ресурсы.
Методические и технологические основы структурирования курса (программы)
Общей целью обучения для любой учебной дисциплины, курса, темы является усвоение обучающимися ее содержания на требуемом уровне. Структурированное содержание курса играет ключевую роль в его успехе (результате).
Суть процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых (структурно-логических) связей между элементами дидактической единицы содержания обучения (учебной дисциплины, ее части, раздела, темы, вопроса) и расположить учебный материал в последовательности, которая вытекает из этой системы связей.
Для выявления и демонстрации смысловых связей служат
интеллект-карты, матрицы логических связей и графы учебной информации.
С помощью матриц (таблиц) наглядно представляется формально-логическая система смысловых связей между дидактическими единицами. Различают следующие матрицы (таблицы) логических связей: междисциплинарная, межтемная, внутритемная матрица.
Любая из матриц строится по одному и тому же правилу:
— на пересечении строк и столбцов таблицы отмечается (например, знаком «+» или цифрой 1) наличие связи между этими дидактическими единицами (дисциплинами, разделами, темами, вопросами).
Если связи между дидактическими единицами не противоречат законам формальной логики, то матрица будет треугольной и ниже ее главной диагонали все клетки будут заполнены нулями или останутся незаполненными. Если это будет не так, то корректировкой содержания и изменением последовательности его расположения дидактических единиц добиваются правильной логической последовательности изучения содержания.
Граф учебной информации – это множество элементов содержания, графически построенных в определенных связях и отношениях. В отличие от матрицы связей, отражающей формально-логические связи элементов содержания, граф отражает выбранный преподавателем замысел построения и изложения учебного материала. Основные виды отображения на графе учебной информации соответствуют основным методам анализа и синтеза информации.
В классическом графе учебной информации элементы располагаются на условных горизонтальных линиях, каждая из которых соответствует выделенному основанию (уровню) графа.
В отличие от приведенной классической формы графа учебной информации, авторский граф, составленный педагогом, может отличаться средствами выражения логики автора, например, вместо углубления структуры сверху вниз, Вы можете построить граф слева направо.
В целом, граф учебной информации подводит нас к построению интеллект карты. Некоторые авторы строят сначала (или только) интеллект-карту. Здесь нет обязательности. Главное - найти все логические связи между элементами и правильно выстроить последовательность изложения учебного материала.
Граф, как и матрицы логических связей, показывает замысел автора, поэтому также может быть составлен по-разному.
Интеллект-карта может дополнить, расширить, а иногда и заменить граф учебной информации. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.
Таким образом, интеллект-карты являются графическим представлением информации, которое передает отношения между отдельными идеями и концепциями. Независимо от того, насколько сложным или обширным является предмет, интеллект-карта вносит порядок в хаос и помогает Вам увидеть полную картину.
Алгоритм структурирования курса (программы)
Структурировать курс мы будем по результатам и по содержанию.
Мы начинаем структурирование образовательного курса (неважно, в каком формате) именно с результатов (навыков).
Но при обучении важна мотивация, поэтому мы приписываем каждой программе и каждой ее дидактической единице не только результаты и навыки, но также выгоду (или пользу) от полученных результатов и навыков; перспективу или перспективный результат (который будет получен позже).
Результаты структурирования отражаются в специальной таблице. В строках таблицы — дидактические единицы Вашего курса соответственно тематическому плану.
Таблица для структурирования состоит из двух частей: справа от столбца «Результат» и слева от него. Мы планируем курс от результата через практику к теории. А внедряем от теории через практику к результату.
Сначала мы заполняем столбец результатов, отвечая на вопрос: что получит или сделает ученик, если он пройдет курс целиком, конкретный модуль или урок.
Столбец «Выгода / польза»: зачем ученику нужен этот результат (или навык), где в дальнейшем используется?
Столбец «Перспектива»: какие положительные изменения в жизни ученика произойдут в дальнейшем?
После этого переходим к структурированию по содержанию, выделив такие элементы содержания обучения как теория, алгоритмы и действия.
В столбце «Действия» надо ответить на вопрос: какие действия должен выполнить ученик, чтобы получить заявленный результат?
Алгоритмы: какие алгоритмы педагог должен дать ученику, чтобы ученик мог выполнить требуемые действия и получить заявленный результат.
Теория: какие теоретические знания необходимы ученику, чтобы понять алгоритмы и выполнить действия для получения заявленного результата?
Заполненная таблица представляет собой макроструктуру учебного курса.
Микроструктура включает в себя структурно-логические схемы, опорные конспекты и листы основного содержания. Основой микроструктурирования являются опорные сигналы.
Микроструктура позволяет сжато представить учебный материал как целостный, логически завершенный образ, легко его запомнить и воспроизвести. Это замысел его автора, поэтому средства сжатия учебного материала педагог выбирает в зависимости от учебной дисциплины и собственных предпочтений.
Зафиксированная таким образом система логических связей создает благоприятные условия для глубокого продумывания учебного материала, его проблемной подачи, эффективного усвоения, творческого использования в учебной и практической деятельности.
Микроструктура представляет содержательное ядро современного учебного пособия, фундамент для построения комплекта средств обучения, структурированный учебник минимального объема.
Микроструктура - это всегда творческая работа педагога или ученика, который может и сам составлять опорные конспекты или структурно-логические схемы. У каждого человека способ сжатия содержания обучения будет индивидуальный, поэтому не бывает одинаковых опорных конспектов.
ЗаключениеСтруктурирование учебного курса (программы) - это творческая работа педагога, в которой проявляется логика и уникальность автора.
Одной из важнейших составляющих любой обучающей программы является комплект средства обучения, куда входят все необходимые пособия и другие учебные материалы, Ваши авторские разработки, комплект практических упражнений и домашних заданий. Удобно собирать материалы и задания в одном месте, например в таблице структуры курса, в отдельной вкладке.
Завершающим этапом разработки учебного курса (программы) является создание привлекательного описания для коллег, учеников и их родителей.
Описание курса создается с использованием его структуры и включает:
- логические цепочки “результат - выгода”, записанные на языке клиента;
- ответ на вопрос, как именно Вы с учениками будете достигать результата;
- актуальность курса именно сегодня;
- чем Ваш курс отличается от аналогов;
- в чем основная ценность курса;
- сведения об авторе (рассказать о своем опыте и результатах учеников).
Разработка авторских курсов и программ требует от педагога не только высокой квалификации, но и больших трудозатрат. Однако можно назвать не менее десяти причин, зачем вкладывать силы и время в эту деятельность. И это не только повышение дохода автора курса, продвижение и реклама.
Перечислим лишь некоторые плюсы создания авторских курсов и программ. Возможность помочь неограниченно большому количеству учащихся. Возможность снижения финансовой нагрузки на родителей учеников. Материалы курсов можно использовать как дополнительный материал и для изучения некоторых тем в экспресс режиме со своими учениками. Курс поможет в период Вашего отпуска или болезни. Для личного использования автором при подготовке и проведении занятий.
Литература1. Золотарев А.А. Концепция систем интенсивного информатизированного обучения. - М.: Московский государственный индустриальный университет, 2003. – 76 с.
2. Красюк Т.В. Методика глубокого структурирования авторских учебных курсов - В сборнике: «Методические прорывы десятилетия», Материалы первой международной научно-практической конференции ведущих педагогов России : [17 – 18 августа, 2023 г.] – Ярославль : Факел, 2023; с. 43-44.