30.01.2024
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ
Автор: Мамонтов Игорь Владимирович, учитель географии и ОБЖ Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 11» г. Сыктывкар

В настоящее время в России основное внимание уделяется патриотическому и военно-патриотическому воспитанию будущего поколения. Патриотизм как идея не нова, история нашей страны постоянно обсуждает этот вопрос. Патриотическое воспитание проводится как в школе, так и в семье. Проблемы формирования патриотизма у российских граждан отражены в различных программах и стратегиях, а также в документах о воспитании граждан. Сегодня главная задача патриотического воспитания - объединить людей и нацию для защиты суверенитета Родины. Патриотизм формируется в семье и в школе, поэтому важное направление воспитательной работы - патриотическое воспитание. Общеобразовательные программы по ОБЖ включают темы, способствующие воспитанию патриотизма.

В рабочей программе для 10-11 классов предусмотрен раздел «Основы военной службы», который направлен на военно-патриотическое воспитание. В этом разделе основное внимание уделяется истории создания Вооруженных Сил, основным задачам и функциям современной армии РФ. На уроках ОБЖ я стараюсь использовать наглядные примеры современной военной техники и вооружения, чтобы заинтересовать учащихся и вызвать у них гордость за наших конструкторов. Ведь они постоянно развиваются и доказывают, что наши научные достижения не уступают, а даже превосходят достижения других стран. Также ученики знакомятся с основами российского законодательства о защите государства, воинской обязанности граждан и процедурой первичной постановки на воинский учет, а также с основными видами военно-профессиональной деятельности.

Совершенствуя свою педагогическую деятельность, я постоянно уделяю внимание уважению к истории своей страны, её основным традициям, особенно в области национальной безопасности. Воспитание гордости за Родину можно осуществлять через различные уроки, например, через изучение темы «Международная деятельность Вооружённых Сил России». Я использую личностно-ориентированный подход и технологию проблемного обучения, чтобы помочь ученикам развивать навыки высказывания своих мыслей и защиты своей точки зрения, что способствует формированию гражданской позиции.

При изучении темы «Военные формы одежды» я применяю технологию проектной деятельности. Учащимся предлагается задание разработать проекты о различных военных формах. При подготовке своих проектов ученики стараются креативно и наглядно показать, какими были и какими являются военные формы одежды.

Конечно, я делаю основной упор на теоретические знания, но не забываю и о практических навыках. При изучении темы «Размещение и быт военнослужащих» одним из основных практических мероприятий является экскурсия в воинскую часть 5134. Посещая воинскую часть, учащиеся получают представление о казарменной жизни солдат. Особый интерес вызывает посещение музея «Воинской Славы», где экскурсовод знакомит учеников с историей нашей армии, показывает образцы оружия и форменного обмундирования прошлых лет.

Важно отводить время на самоконтроль в каждой деятельности. Я разрабатываю различные виды заданий, чтобы определить сильные и слабые стороны учеников при выполнении разного уровня заданий. Они помогают контролировать изученный материал и подготавливают к итоговому контролю в течение года. Некоторые задания включают вопросы, связанные с другими школьными предметами, такими как история, химия, физика, география, для расширения кругозора учащихся.

На уроках ОБЖ учащиеся получают знания и навыки, которые затем совершенствуют на внеурочных занятиях. В МОУ «СОШ №11» г. Сыктывкара действует юнармейский отряд, в который принимают учащиеся с высокой патриотической направленностью. Ежегодно школьники участвуют в различных мероприятиях, таких как военно-спортивные игры, городские соревнования по стрельбе и акции, направленные на поддержку патриотизма: «Зарничка и Зарница», «Орлёнок и Победа», «Школа безопасности», акция «Обелиск памяти», «Защитники Отечества в моей семье», «Письмо солдату», «Поздравление героям».

В школе регулярно организуются поездки в музеи с патриотической направленностью, такие как Национальный музей РК и музей им. Н.М. Дьяконова. Также, неотъемлемой частью программы является участие в спортивных мероприятиях, таких как «Лыжня России», «Кросс нации» и «Лазертаг». Каждый год учащиеся школы посещают учебный центр «МЧС России по РК» и «Воинскую часть 5134 в день призывника».

Особое внимание уделяется теме Великой Отечественной войны. Проводятся тематические уроки, на которых учащиеся рассказывают о подвигах своих дедушек и бабушек, об их участии в ВОВ. Дети приносят фотографии, делятся своими впечатлениями об их наградах. Ежегодно в канун Дня Победы они участвуют в кубке города по стрельбе из пневматической винтовки, а также принимают участие в акциях «Окна Победы» и «Бессмертный полк». Для выступления в школьном песенном конкурсе «Битва хоров» они готовят инсценировку песни военных лет. Организован был интересный выезд в Музей воинской славы, который находится на территории воинской части г. Сыктывкара.

Занятия по Основам безопасности жизнедеятельности в школе играют важную роль в формировании практических навыков, необходимых юношам для поступления на военную службу, воспитания гордости за армию страны и подготовки к защите Родины. В процессе обучения ОБЖ в первую очередь формируется гражданин-патриот, который будет искренне любить свою Родину, всегда готов служить ей верно и беззаветно, не щадя себя.

Библиографический список
1. Патриотическое и военно-патриотическое воспитание как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. В.И. Лутовинова. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017. – 330 с.
2. Основы военно-патриотического воспитания: учебное пособие / В. Д. Ширшов ; Уральский государственный педагогический университет. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2021. - 1 CD-ROM. -текст : электронный.