21.01.2024
Здоровье педагога – основа его успешной профессиональной деятельности
Автор: Смольникова Людмила Николаевна, ведущая кафедры Здорового образа жизни Академии репетиторов, эксперт в области восстановления и омоложения организма человека, сертифицированный лайф-коуч, автор программы «5 ключей для здоровой и активной жизни на долгие годы». Практический опыт в сфере ЗОЖ 30 лет.

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Проблема здоровья интересовала людей с древних времен. Всем известны имена древнегреческих философов Платона, Аристотеля, Гиппократа и т.п., которые упоминали о нем в всяких трудах.

В наши дни проблема здоровья людей стоит достаточно остро. С одной стороны, экология влияет на людей. С другой стороны, новые технологии позволяют диагностировать новые болезни. Поэтому понять, что влияет на наше здоровье и как избежать негативных последствий, является основной идеей этой статьи.

Репетиторами не рождаются. Прежде чем стать репетитором, многие из вас долгие годы преподавали в школе, колледже или вузе. И возраст у вас далеко за 18. А это говорит о том, что на свое здоровье следует обратить самое пристальное внимание.

Раньше здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний. А вот ВОЗ дает такое определение: «Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия».

Таким образом, здоровье человека можно представить в виде трех составляющих:
1) физическое здоровье
2) психическое здоровье
3) социальное благополучие.

В основе физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, к которому можно отнести и профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить каждому человеку необходимое для здоровья социальное благополучие.

Состояние здоровья педагога определяется рядом факторов, каждый из которых имеет определенное влияние на него. К основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагога, относятся:
- образ жизни педагога,
- влияние природно-экологических факторов,
- влияние профессиональной деятельности педагога.

Образ жизни и окружающая среда (природно-экологические факторы) зависят от самого педагога. А вот влияние профессиональной деятельности с годами вносит негативные коррективы в здоровье педагога.

Профессиональными заболеваниями педагогов считают:
- Психосоматические заболевания;
- Заболевания голосообразующего аппарата;
- Проблемы со зрением;
- Венозную недостаточность;
- Остеохондроз;
- Синдром хронической усталости;
- Вирусные и простудные заболевания.

К развитию заболеваний приводят повышенные нагрузки на опорно-двигательный аппарат, органы зрения, слуха и речи. К факторам риска относят также ненормированный рабочий день, постоянное эмоциональное напряжение и многозадачность

Все эти заболевания характерны и репетиторам, а проблемы со зрением и позвоночником увеличиваются. Репетиторы больше времени проводят сидя за компьютером, поэтому к перечисленным проблемам добавляются еще шейный остеохондроз и онемение кисти правой руки.

На базе Академии репетиторов (группа ВКонтакте) неоднократно проводились анонимные опросы для определения проблем здоровья с выбором нескольких вариантов ответов.

Результат опроса:
Проблемы сердечно-сосудистой системы 39.22
Проблемы зрения 47.06
Проблемы желудочно-кишечного тракта 23.53
Проблемы опорно-двигательной системы 56.86
Проблемы органов дыхания и ЛОР 23.53
Хроническая усталость 58.9
Другое 1.96

В результате опроса выявлены наиболее частые проблемы – хроническая усталость и проблемы опорно-двигательного аппарата.

Хроническая усталость – опасный фактор. Если ее проигнорировать, то развивается синдром эмоционального выгорания, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего педагога.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.

Можно ли управлять профессиональным здоровьем???
Путь сохранения профессионального здоровья лежит через выборку необходимых качеств и навыков по накоплению функциональных резервов в организме, через гармонизацию личности.
На основании многолетнего опыта работы с клиентами я создала авторскую программу «5 ключей для здоровой и активной жизни на долгие годы»:
1 ключ – физическое тело человека;
2 ключ – энергетическая составляющая человека;
3 ключ – ментальная составляющая человека;
4 ключ – эмоциональная составляющая человека;
5 ключ – окружающая среда.

Все ключи взаимосвязаны между собой, действуют одномоментно в равной степени или некоторые преобладают над остальными. Теоретически можно выделить каждый ключ по отдельности.

1. Физическое тело человека
Проблемы здоровья физического тела человека решает официальная медицина. Однако мы можем заботиться о своем теле, занимаясь профилактическими мероприятиями:
- сохранять и поддерживать водный баланс в организме;
- поддерживать кислотно-щелочной баланс;
- сохранять оптимальный баланс необходимых витаминов, минералов и аминокислот.

Вспомним, тело человека состоит из следующих систем:
1. опорно-двигательная;
2. пищеварительная;
3. дыхательная;
4. выделительная;
5. нервная;
6. половая;
7. эндокринная:
8. сердечно-сосудистая;
9. покровная;
10. лимфатическая.

С какой системой работать, чтобы запустить процесс восстановления организма человека?
Как оказалось, начинать надо с дыхательной системы. Дыхательные практики доступны всем и позволяют в мягкой форме начать оздоровление.
Затем подключать пищеварительную систему через очищение и подбор продуктов питания. Кишечник – наш второй мозг!
Так же подключаем основной фильтр в организме человека – печень. Именно печень чистит кровь, а с чистой кровью процесс восстановления организма запускается быстрее!

***Из личного опыта. Выполняя все вышеописанные приемы, подключив работу с энергетикой, за 2 года я смогла полностью избавиться от заболеваний опорно-двигательного аппарата!

На всех этапах восстановления необходимо проводить контроль за состоянием организма – сдавать соответствующие анализы. Вот некоторые константы здоровья:
Первая константа – артериальное давление колеблется в узких пределах, в норме оно 120х80 мм. рт. ст.
Вторая константа – число дыхательных движений в среднем равно 16 дыхательных движений в минуту.
Третья константа – число сердечных сокращений. Норма - 78 в минуту.
Четвертая константа – гемоглобин, норма - 130 мг. л.
Пятая константа – билирубин, норма - 21 мг/л. Это показатель токсичности крови по переработанному количеству мертвых эритроцитов.
Шестая константа – моча. Каждые сутки должно выделяться не менее 1,5 литров мочи, с определенными свойствами: удельный вес 1020, и моча должна быть кислая.
Седьмая константа – вес. Норма - рост человека +/– 5-10 кг. в течение всей жизни – это запасы чистой воды и энергии, который регулируется гормонами.
Восьмая константа – сахар крови. Норма - = 5,5 ммоль/литр. Это запас оперативной энергии на каждый день.
Девятая константа – кислотно-щелочное равновесие крови. Норма 7,43 – это жизнь в щелочной среде,
Десятая константа – количество лейкоцитов. Норма - (4,5 тысячи х10 в 9 степени) – константа поддержания нашей индивидуальности.
Одиннадцатая константа – температура тела. Норма = 36,6
Двенадцатая константа – холестерин. Норма = 6,0 ммоль/литр

Все константы измерены и зафиксированы. Их показания могут колебаться в некоторых пределах референсных значений, которые отмечаются в отчетах лабораторных исследованиях анализов.
Любое отклонение от референсных значений – это предупреждение о начинающейся болезни.

Организм человека – самовосстанавливающаяся система, важно только правильно включить этот запуск.

2. Энергетическая составляющая
Энергетика человека – это его тонус, жизненная активность, желание действовать и решать задачи, преодолевать препятствия.

Хорошая энергетика способствует личностному, духовному, интеллектуальному росту, повышает иммунитет, улучшает самочувствие.

Если у человека появляются: вялость, усталость, депрессия, плохое настроение, апатия, негативные мысли; наблюдаются ухудшения здоровья, развитие заболеваний, страхи, неуверенность, нет желания работать, развиваться, пропал интерес к жизни – то это признак слабой энергетики.

Что же нарушает нашу энергетику?
· Отсутствие сна, плохой сон.
· Избыток сна, больше 10 часов.
· Негативные мысли.
· Гнев, раздражение.
· Неприязнь к человеку, неприятие, обиды, страхи, раздражение, тревожность.
· Суетливость. Мы не решаем проблемы, а только мечемся, суетимся.
· Пустые разговоры, сплетни.
· Токсичные люди.
· Осуждения.
· Курение, алкоголь, наркотики.
· Торопливые перекусы, еда на ходу.
· Физические нагрузки. Все должно быть в меру, в соответствующей последовательности.
· Умственные нагрузки, когда вы сутками за работой, учебой.

Что может сохранить и даже увеличить нашу жизненную силу?
· Любовь к людям и к жизни
· Смех и открытое общение
· Чувство благодарности
· Умение прощать и отпускать прошлые ситуации
· Способность предоставлять себе и другим право быть собой
· Способность быть в настоящем времени
· Вдохновение
· Творческие идеи и созидательные действия
· Музыка, танцы, спорт
· Создание картин, сочинение стихов
· Мастерство или умение в каком-то деле
· Обучение других своему мастерству
· Физические упражнения
· Правильное питание и здоровый образ жизни
· Следование своим целям
· Занятие любимой деятельностью, хобби
· Порядок и чистота в окружении
· Создание красивой обстановки
· Позитивный настрой, самосовершенствование, личностный рост
· Помощь другим по собственному желанию
· Безусловная дружба и любовь к себе

Проверив себя по этим спискам, вы сможете определить, на что уходит ваша энергия, определить утечки энергии, и узнать, что блокирует вашу энергию, а что ее приумножает. А затем откорректировать свою жизнь. Жизненная энергия доступна нам все двадцать четыре часа в сутки, в любом возрасте, в любой ситуации!
Хорошо помогают накапливать и увеличивать запас жизненной силы медитативные практики и практики дыхания.

3. Ментальная составляющая
Мысли - мощный инструмент, который оказывает огромное влияние на нашу жизнь, отношение, наше здоровье, на внешние обстоятельства, которые удачно или неудачно складываются, на сознание, на наши поступки, на отношения других людей к нам.

Часто мы не задумываемся о том, какие мысли пребывают в нашей голове и как они формируют наше будущее. Но факт остается фактом: наши мысли материальны, и они имеют силу создавать или разрушать нашу реальность.
Негативное мышление может привести к заболеваниям и негативным последствиям в других сферах жизни. Накопление негативной энергии и деструктивного мышления может стать источником физических и эмоциональных проблем. Поэтому, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, необходимо активно работать над отслеживанием негативного мышления и преодолевать страхи, неуверенность, зависть, гордыню и другие блокирующие факторы.

Позитивные мысли влияют на здоровье человека в виде эффекта плацебо. Когда человек настраивает себя положительно, и верит в полное исцеление, искренно внушая себе то, что его организм здоров, то тело отвечает быстрым выздоровлением.

Настроиться на позитивное мышление хорошо помогают медитативные практики и практики дыхания.

4. Эмоциональная составляющая.
Эмоции – это ситуативное проявление душевных переживаний. Это внутренний отклик на происходящие события, реакция.

Эмоции проявляются в виде изменений в разных системах человека — нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кожной, а также через выразительные движения тела и мимики, интонации голоса.
Эмоция длится недолго – вы посмотрели фильм, о котором давно мечтали. Сколько вы будете радоваться? Ну, час, два. Потом эмоция радости начнет стихать. Возможно, завтра вы начнете мечтать о чем-то другом.

Если речь идет о позитивном спектре переживаний, то это хорошо. Но если человек носит с собой долгое время негативные переживания, то они разъедают его изнутри, заставляют страдать, токсично воздействуют на всю его жизнь.

Существует 10 базовых эмоций, в которых желательно разбираться – осознавать и давать им выход, так как сталкиваться с ними приходится абсолютно каждому и часто:
1. Интерес – помогает нам получать новый психический и телесный опыт.
2. Радость – эмоция, возникающая, когда нам что-то нравится — при удовлетворении.
3. Гнев – реакция на невозможность удовлетворить свою потребность. Крайне точкой кипения гнева является ярость – аффективное, неуправляемое состояние, вызванное субъективным ощущением несправедливости.
4. Удивление – призвано обратить наше внимание на конкретное явление или событие.
5. Отвращение – реакция на чрезмерность чего-то неприятного. В этот момент человек хочет избавиться от раздражающего фактора.
6. Презрение – эмоция, появляющаяся в ситуации, где мое виденье мира и способ жить не совпадают с теми же критериями другого человека. Таким образом, я как бы заявляю: «Я права, а ты нет!».
7. Стыд – реакция на несоответствие моего бытия правилам общества. Стыд всегда имеет «зрителя», то есть, нам стыдно всегда перед кем-то.
8. Вина – аутоагрессия, осуждения себя самого. Сигнализирует о том, что человек не одобряет собственный поступок (в случае со стыдом он не одобряет себя самого, а не свои действия).
9. Страх – возникает в ситуациях, которые могут нести угрозу для жизни или самооценки личности.
10. Горе, печаль – способ прожить непреодолимые трудности, адаптироваться к ним.

Влияние эмоций на повседневную жизнь трудно переоценить.
Об этом говорят следующие факты:
- человек принимает множество важных решений на основе переживаний страха, ненависти, любви или иных чувств;
- стойкие нарушения эмоционального реагирования ведут к серьезным психическим расстройствам;
- невозможность испытывать сильные переживания негативно влияет на физическое состояние;
- отсутствие ярких и позитивных эмоциональных реакций способно сделать жизнь пресной и породить тяжелый кризис.

А как достичь эмоционального баланса?
Эмоциональный баланс — это умение осознавать свои эмоции, принимать их и уметь правильно переживать.
Когда мы говорим о человеке, который достиг эмоционального баланса, то представляем себе кого-то суперспокойного героя, который никогда не раздражается, не повышает голос, не обижается и вообще по жизни невозмутим.

На самом деле не факт, что люди, не проявляющие негативные эмоции, действительно достигли баланса. Возможно, они подавляют злость, зависть, обиду, ведь наша жизнь насыщена как хорошими событиями, так и не очень приятными, и никогда не испытывать негативные чувства невозможно.
Избавиться от негативных эмоций помогают медитативные практики и практики дыхания.

5. Окружающая среда
Нас окружает множество негативных факторов, которые в значительной степени влияют на состояние здоровья человека – так называемые геопатогены и технопатогены.

Геопатогены или геопатогенные зоны – это расположенные в земле источники отягощений биологического здоровья:
· трещины земной коры, активные тектонические разломы;
· подземные пустоты;
· подземные водоносные и рудные жилы;
· скопления полезных ископаемых;
· газовые залежи;
· сталактитовые и сталагмитовые образования;
· узлы энергетических планетарных сеток Э Хартмана и др.

Признаки кратковременного пребывания человека в зоне:
· ложится спать здоровым, просыпается разбитым;
· врачи не могут установить диагноз, лечат, лечат, а человек не поправляется;
· вялость, усталость;
· бессонница;
· головная боль;
· сердечная аритмия;
· сводит ноги, руки;
· чувство страха;
· бросает в жар (холод).
· раздражительность;
· ребенок долго засыпает, ворочается, не может уснуть;
· именно ночью возникают боли, начинает сводить ноги и т.д.;
· серьезные диагнозы, такие как рак, диабет, при правильном образе жизни.

«Значительный процент онкологических больных во всех странах мира обусловлен именно тем, что люди находятся в геопатогенных зонах». Казначеев В. П., академик РАН, доктор медицинских наук.

Чтобы обеспечить восстанавливающий сон и защиту от разрушительного влияния геопатогенных зон в тех местах, где человек проводит много времени, применяются различные методы защиты. А находят такие зоны методом биолокации.

Технопатогенные зоны – зоны, которые связаны с техногенным воздействием. Технопатогенные зоны окружают нас повсюду. При длительном воздействии на организм тяжелых металлов поражаются нервная система, печень, легкие, сердечно-сосудистая система.

Это могут быть:
· шахты и тоннели разного назначения, метро;
· водопроводы, подземные коммуникации, свалки;
· электромагнитные излучения в самых различных диапазонах длин волн от самых нужных и полезных приборов, линий электропередач и подстанции, телевизионные вышки, радиостанции;
· электростатические поля на одежде, напольных покрытиях и других предметах;
· акустические волны, как «ультра-» так и «инфра-» диапазонов, не воспринимаемых слухом человека;
· химические загрязнения любой природы. Выделять могут и стены, и мебель, и стеновые покрытия, и пол…;
· радиоактивные излучения;
· выхлопные газы от автомобилей, выбросы в атмосферу с промышленных предприятий;
· питьевая вода, в состав которой входит практически вся таблица Менделеева…

Не будем пытаться разложить по полочкам все факторы, которые существенно укорачивают жизнь человека. Для каждого из нас главное – выяснить, что конкретно приносит наибольший вред в квартире или на рабочем месте и найти подходящий способ защиты.

Заключение
В этой статье дан общий обзор негативных факторов, на которые многие люди не обращают внимания и которые в значительной степени ухудшают здоровье каждого человека. Даже официальная медицина при лечении пациентов часто не учитывает эти негативные факторы.
Вам представлены основные идеи авторской программы «5 ключей для здоровой и активной жизни на долгие годы», в которой заложен весь мой 30-ти летний опыт восстановления и поддержания здоровья.
Программа будет проходить тестирование на кафедре Здорового образа жизни Академии репетиторов. Потому что здоровье педагогов и репетиторов – основа их успешной профессиональной деятельности.