Никулин Александр Семёнович – герой России, Почётный железнодорожник СССР, Почётный житель города Глазова.
Никулин Александр Семёнович родился 21 июля в 1918 году в деревне Ситники Фалёнского района Кировской области. 7 классов окончил в селе Сада Ярского района.
В 1936 году после окончания курсов поступил на работу на станции Фалёнки Горьковской железной дороги старшим весовщиком товарной конторы. В сентябре 1938 года был призван в ряды Красной Армии. Служил на Дальнем Востоке мастером по вооружению в 34-й авиадивизии. Когда началась война, его перевели на Дальневосточный фронт в другой полк этой же дивизии. Как и вся молодёжь, бредил небом и мечтал поскорее попасть на фронт. И вот его мечта исполнилась. В октябре 1942 года, как один из лучших, он был направлен на учёбу в Троицкую авиашколу воздушных стрелков. После её окончания в 1943 году они своим ходом на военных самолётах, на которых прошли обучение, прибыли в 8-ю авиадивизию 947 штурмового авиаполка, там и дослужил до декабря 1945 года.
Дивизия воевала на Южном, Украинском, Прибалтийском, Ленинградском фронтах. За освобождение Севастополя полку было присвоено звание «Севастопольский». Александр Семёнович за время боевых действий совершил 209 боевых вылетов, сбив при этом 8 фашистских самолётов. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, награждён орденами: Красного Знамени, Славы III степени, дважды Отечественной воины I-й степени и II-й степени, множеством медалей (один из приказов о награждении орденом славы хранится в семейном архиве).
В 1985 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1985 года награждён орденом Отечественной войны. Но самую главную награду «Золотую звезду Героя» он получил в марте 1994 года с опозданием на 50 лет, как писали тогда центральные и местные газеты: «Награда нашла героя через 50 лет». За годы войны он был дважды представлен к званию Героя Советского Союза, но наградные материалы не были реализованы и пролежали в архиве города Подольска почти 50 лет. И вот в 1993 году Указом Президента Российской Федерации с опозданием на 50 лет ему было присвоено звание Героя России с вручением Золотой Звезды. Когда вручали награду, которую доставил на военном вертолёте командующий Приволжского военного округа, Александр Семёнович плакал. Плакал, скорее всего, не от радости, а от горьких воспоминаний о той далёкой страшной войне: перед его глазами в тот момент встали как живые лица погибших друзей, и он снова услышал, как тогда, крик одного из них: «Саша, прикрой, я атакую!».
В 2011 году, когда Александра Семёновича уже не было в живых, фронтовой друг прислал его семье книгу «Лётчики – штурмовики в боях за Родину», которую он написал. Много страниц посвящено Александру Семёновичу и его младшему брату Алексею, они воевали в одном полку, летали в одной паре, вместе участвовали в Параде Победы на Красной площади (им двоим, из всего полка, была оказана такая честь).
В книге описываются героические подвиги Александра Семёновича, отмечается его отвага, военная грамотность, находчивость, мгновенная реакция, которые спасали не раз не только его, но и боевых друзей. Дочь Александра Семёновича помнит статью в военной газете «Братья Никулину в воздухе», где описывались подвиги братьев, и которая была отправлена, вместе с благодарностью родителям, командованием части. Вспоминает она и ещё один случай из военной биографии отца, скорее всего подвиг, может за него его и представили к званию Героя. Это было на Донбассе; наши разведчики обнаружили в балке в районе города Шахты большое скопление немецкой военной техники. Трём экипажам было дано задание, уничтожить её. При пересечении линии фронта один самолёт был сбит, во втором экипаже был убит штурман, лётчик был вынужден повернуть обратно. Остался один самолёт Александра Семёновича: внизу шёл ожесточённый бой нашей пехоты с фашистами, они очень хотели им помочь, связались с командиром полка, но получили от него приказ: «Не отклоняться от заданного курса». Вот и цель: атака немецкой техники заняла немного времени, фашисты были разбиты. Они полетели обратно, и снова их обстреляла та самая зенитная установка, теперь били уже наверняка по одному самолёту, и вероятность попадания была максимальной; самолёт встряхнуло, заглох один двигатель, разорвало правое крыло, ранило пилота, а потом и штурмана Александра Семёновича. Вдруг появились два немецких «Мессершмитта» и с двух сторон повели наш самолёт. Александр Семёнович добрался до пулемёта, чтоб перед смертью сбить, хотя бы одного врага, но и пулемёт был разбит, тогда, наверное, уже от отчаяния и безысходности (он даже по прошествии стольких лет не мог объяснить это) он начал стрелять из ракетницы, и немецкие асы вдруг развернулись и исчезли, самолёт с трудом, но довели до аэропорта, механики насчитали тогда 165 осколочных пробоин. Только потом наши пеленгаторы засекли переговоры немецких радистов: оказывается, немецкие асы приняли стрельбу из ракетницы за новое оружие русских.
Так благодаря находчивости Александра Семеновича они с пилотом остались живы, да и самолет, хоть и весь изрешеченный снарядами, посадили на свой аэродром. После войны Александр Семенович снова вернулся на родную железную дорогу, где и проработал до выхода на заслуженный отдых, последние годы работал в ПМС-230.
И в мирное время он совершил подвиг: 9 февраля 1968 года в 1 час 30 минут ночи он предотвратил крушение скорого поезда «Москва – Владивосток». Сколько человеческих жизней спас он тогда?! Работал тогда Александр Семенович дежурным по станции Коса, Кировского отделения ГЖД.
За этот подвиг ему было присвоено звание «Почетного железнодорожника СССР» с вручением серебреного знака отличия.
Ушел из жизни Александр Семенович 06 марта 1998 года, но он не забыт, как и не забыты его подвиги в годы ВОВ: его имя высечено на граните на Поклонной горе в Москве, бюст установлен на аллее Героев в г. Глазове, открыта мемориальная доски на здании вокзала ст. Фаленки (где он трудился до войны и после войны) в музеях г. Глазова, ст. Фаленки, поселка Косино Кировской области, в музее боевой и трудовой славы ст. Киров оформлены стенды; его именем названа улица в г. Глазове.