Овладение речью происходит в ходе познания действительности. В своей практике мы стремимся создать оптимальные условия для развития инициативы ребёнка, его любознательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. Русский педагог А. У. Зеленко считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
В целях эффективного формирования познавательно - речевой активности мы используем инновационные технологии, одна из них - мини-музей.
Идея его основания возникла в ходе изучения темы «Осень» с детьми компенсирующей группы старшего дошкольного возраста:
у детей появились вопросы о причинах изменения цвета листьев на деревьях, о появлении плодов и семян, об отличительных способностях деревьев, их росте. Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, совместно с родителями было найдено решение, каким образом можно представить детям интересующую их информацию.
На подготовительном этапе создания мини-музея определили:
-тему «Сказание о дереве.»
- расположение - в группе, экспозиция достойно вписалась в интерьер
-предметы экспозиции - всё, что связано с деревом
- перспективы развития -работа в трех направлениях:
а) жизнь и строение дерева,
б) з назначение дерева в жизни человека,
в) дерево источник экологического и эстетического начала.
Этап реализации мини-музея представляет доказательства целесообразности, рациональности и актуализации замысла.
Центральное место в нашем музее отведено символу России- березке, на которой отражаются сезонные изменения в природе (то «принакрылась снегом, точно серебром», то «зелёные косы развесила с тонких ветвей», то «в золото одета»), размещаются птицы, согласно временам года, а также кормушка либо скворечник.
Родители принимают активное участие в пополнении музея новыми экспонатами, каждый из которых уникален и является источником познания окружающего мира.
Отличительная особенность данного музея - интерактивность, его предметы доступны детскому восприятию:
-матрешка, пирамидка, музыкальный инструмент - атрибуты игр;
- коромысло, веретено, прялка, лапти - реквизиты инсценируемых русских народных сказок;
-расписные изделия - образцы русского народного промысла;
- иллюстрированные книги, энциклопедии - источники знаний.
Разнообразны и многогранны формы работы с детьми, способствующие расширению кругозора, обогащению и активизации словаря:
1) Дидактические игры
«Что растет в лесу?», «Чей лист?», «Чей плод?», «Найди дерево по описанию», «Четвёртый лишний», «Наше дерево умеет...», «Какое наше дерево», «Что нужно дереву?», «Дерево - это...».
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни деревьев, взаимосвязью деревьев с живыми организмами.
2) Экспериментирование:
«Сколько лет дереву?», «Тонет - плавает», «Может ли растение дышать «, «Опыт с веточками».
Беседы:
«Да здравствует, дерево!», «Мир деревьев богат и разнообразен», «Что нужно дереву?», «Что дарит нам дерево?», «От куда появилась бумага?».
3) Викторины: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда».